Домой

Эммануэл Сведенборг

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

О небесах и ангелах.  О соответствии.  О небесном солнце.  О четырех странах света на небесах.
О времени на небесах.  Небеса и ад.  О состоянии на небесах язычников.  О детях на небесах.

   Эммануэл Сведенборг (1688-1772г) - одаренный Шведский ученый, занимался филологией, философией, математикой, астрономией и всеми естественными науками, в том числе и горным искусством. Являлся почетным членом нескольких Европейских академий, в том числе и Петербургской академии наук.
   В 1747г. по его собственным словам, ему дано было прозреть в мир духовный. Он сложил с себя обязанности государственной службы и посвятил себя духовной деятельности.
   Шведская королева Луиза, желая убедится в духовидении Сведенборга, попросила его узнать о чем говорила она в последние минуты свидания с недавно умершим братом, принцем Вельгельмом. Это было их тайной, известной только им двоим. Она была поражена ответом Эммануэла и ей сделалось дурно.
   За несколько дней до смерти его спросили: Уверены ли вы в истинности всего написанного вами? Его ответ: Все, написанное мною - истинно, и вы впоследствии с каждым днем будете более и более убеждаться в этом.


 

О небесах, о мире духов и об аде

Выдержки

О небесах и ангелах.
7. Ангелы в совокупности называются небесами, потому что они собой составляют их и образуются из Божественного начала, которое есть благо любви и истина веры.
8. Всякий на небесах знает и верит, даже постигает, что он сам собою не может ни хотеть, ни делать блага и что сам по себе никто не может ни мыслить истины, ни веровать в нее.
9. Ни в чем нет бытия по себе; всякое бытие зависит от чего-либо ему предшествующего, следовательно, всякое бытие держится первым началом - самой Сутью всякой жизни, а то, что не держится промежуточным в непрерывной связи с первым началом тотчас же распадается и разрушается. Всякое благо и истина идут свыше, поэтому ангелы отказываются от всякой благодарности за благо, которое они творят. Им на диво, как человек может верить, что он мудр сам от себя и что он сам от себя же творит благо. Благо, которое человек творит ради самого себя самого, не признается ими за благо.
10. Все те, которые в добрых делах своих видят заслугу и требуют за них воздаяния не принимаются на небеса.
48. На небесах никто не может скрыть на лице, каков он внутри, или притворяться; точно так же невозможно там лгать или обманывать хитростью и лицемерием.
60. Человек становится человеком не в силу земных и вещественных начал, из коих сложилось его тело, но в силу того, что он может разуметь истину и хотеть благо.
76. Человек не может видеть ангелов глазами плоти, но глазами духа, который внутри человека.
83. У кого нет должного понятия о небесах, т.е. о Божественном начале, коим существуют небеса, тот не может и подняться к первому порогу их; как только он приблизится к ним, он чувствует в себе сопротивление и оттолкновение.

О соответствии.
86. Небесные жители удивляются, что люди считают себя разумными, когда думают о Боге как о существе невидимом, т.е. ни в каком образе не постигаемом, и что мыслящих иначе они называют неразумными и даже простыми, меж тем как выходит наоборот.
87. Ныне по многим причинам не знают, что такое соответствие. Одна из главных причин та, что человек удалился от небес любовью к себе и миру, отбрасывая духовное, говоря, что оно выше его понимания. Самые древние люди, будучи людьми небесными, мыслили вполне по соответствиям, подобно ангелам; поэтому они беседовали с ними, и сам Господь часто являлся им и поучал их. Но ныне наука эта до того утрачена, что даже неизвестно, что такое соответствие.
88. Итак, не постигнув, что такое соответствие, нельзя иметь никакого ясного понятия о духовном мире, о влиянии его на природный, ни ясного понятия о духе человеческом, называемой душою, ни о ее деятельности в теле, ни о состоянии человека после смерти.
89. Весь природный мир соответствует духовному не только в общности, но даже и в каждой своей частности; поэтому все, что в мире природном существует вследствие духовного мира, называется соответствием.
91. По свойству человеческого лица можно иметь понятие о соответствии: на лице, которое не привыкло к притворству, все чувства духа представляются в их естественном виде, как в первообразе; посему лицо и называется изобличителем духа. Таким образом, духовный мир человека проявляется в его природном мире: т.е. мысли его разума - в речи, а желания его воли - в движениях тела.
92. Из этого также видно, что такое внутренний человек и что такое внешний - один отличается от другого, как небеса от земли.
99. Мне было показано, каков в образе своем дух человека, и я видел, как в некоторых людях с красивой и приятной наружностью дух был безобразен, черен и чудовищен; напротив же, в других людях с некрасивой наружностью дух был прекрасен, светел и подобен ангелу. Дух после смерти является в том виде, каким он был в теле.
102. Ангелы изумляются, когда узнают, что есть люди, которые все приписывают природе и даже рассудочное начало человека. Меж тем им стоило бы только вознестись умом, чтобы увидеть Божественное начало, и что природа создана только для того, чтоб облекать духовное и соответственно изображать его в последней степени порядка. Таких людей духи сравнивают с совами, которые видят во мраке, но ничего не видят при свете.
108. Животные рождаются и живут в законах порядка своей жизни и за неимением рассудка не могут разрушить в себе того, что им дано из духовного мира; человеку же дана от духовного мира способность мышления; извратив в себе эту способность жизнью, противною порядку, чему потворствовал рассудок его, он не может родиться иначе, как в полном неведении, и уж потом, Божественными путями, возвращается к небесному порядку.
110. Животные нашей земли вообще соответствуют чувствам; на этом основании каждому животному прирождено знание, согласное с чувством его жизни.
111. Такая же соответственность находится и в предметах растительного царства: сад вообще соответствует небесам относительно разумения и мудрости. Деревья, смотря по породам своим, соответствуют постижению и познанию блага и истины, через что дается разумение и мудрость. Пища, получаемая из растений, в особенности зерно, соответствует чувствам любви ко благу и истине. Хлеб соответствует любви ко всякому благу.
112. Мир природный соединяется с духовным через человека, т.е. человек является посредником этого соединения.
114. Если бы человек был знаком с наукой соответствий, то он бы мог разуметь Слово в его духовном смысле и познать такие тайны, которых по смыслу буквы вовсе не видно.

О небесном солнце.
116. На небесах не видать солнца здешнего мира, ни всего, что происходит от этого солнца, потому что это все природное. Тем не менее там и солнце, и свет, и тепло, но оно принадлежит духовному началу.
133. Небесное тепло в сущности своей есть любовь (Благо). Истина на небесах проявляется в свете. Они составляют не две вещи, а одно целое. В ангелах, однако, они бывают раздельны, потому что одни более приемлют Благо, другие - Истину, но совершеннейшие из них принимают то и другое в одинаковой степени.
136. У ангелов, равно как и у людей, есть воля, разум и сила.
137. Все, что человек делает, он делает по разуму и воле; действие воли его проявляется во благе, а действие разума его - в истине. Все, что живет и растет на земле, существует только посредством тепла и света.
140. Божественная истина есть то, что называется Дух Святой.

О четырех странах света не небесах.
141. На небесах, как и на земле, четыре страны света: восток, полдень, запад и север. На небесах востоком называется то место, где Господь является в виде солнца.
142. У ангелов всегда восток впереди, перед лицом, запад позади. Известно, что на земле всякая вещь стремится к общему центру, но направление этого стремления на небесах различается от направления его на земле. Это различие состоит в том, что на небесах обращаются к своему общему центру передние части, а не земле нижние; это направление называется здесь центростремительной силой или тяготением. У ангелов все внутренние начала обращены наперед; а так как внутренние начала их выражаются на лице, то и страны света определяются в том мире по лицу,
143. и сам Господь, как солнце, постоянно находится перед ними, перед лицом их.
144. Это обращение лица ангелов есть одно из небесных чудес.
145. Ангелы, взирая на Господа, смотрят ему в глаза, Господь же, взирая на ангелов, смотрит им в чело по той причине, что чело соответствует любви и что Господь посредством любви влияет на их волю; а видеть себя дает он им через посредством разума, которому соответствуют глаза.

О времени на небесах
162. Хотя на небесах все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не менее у ангелов нет понятия, ни мысли о времени и пространстве.
168. Ангелы никогда не говорят посредством свойственных человеку понятий, которые заимствованы от времени, пространства, вещественности, а посредством понятий духовных, которые все основаны на состояниях и на различных изменениях внутри и вне ангелов.
Некоторые люди знают, что время по началу своему есть состояние, потому что оно вполне зависит от состояния любви, в котором находишься. Оно коротко для тех, которые в состоянии удовольствия и радости, продолжительно для тех, которые в неудовольствии и печали. Время существует только для природного человека.
169. Природный человек думает, что он лишится всякой мысли, если у него отнять понятие о времени, пространстве и о всем вещественном, потому что на этом основаны все мысли его; но да будет ему известно, что мысли его настолько же конечны и узки, насколько они зависят от времени, пространства и всего вещественного. И, напротив, тем более бесконечны и широки, чем менее зависят от этих условий, ибо в той же мере ум возвышается над плотским и мирским, вот откуда происходит ангельская мудрость, которая такова, что ее называют непостижимой, ибо она недоступна мысли, основанной на подобных понятиях.

Небеса и ад.
311. Христианскому миру совершенно неизвестно, что небеса и ад образуются из рода человеческого: обыкновенно думают, что сначала были сотворены ангелы и что из них образовались небеса; что сатана был прежде ангелом света, который за возмущение был вместе с полчищем своим низвергнут и что таким образом образовался ад.
Такое понятие о жителях небес и ада христианский мир составил вследствие некоторых изречений Слова, принятых в одном только буквальном смысле. Буквальный же смысл Слова, без пояснений подлинного учения, приводит умы в разногласие, за которым следует невежество, ереси и ошибочные понятия.
312. Господом раскрыты были внутренние начала моего духа, и мне дано было с людьми, которых я знал здесь, говорить после их смерти. Из них многие были на небесах, другие – в аду. Они чрезвычайно радовались тому, что живы и даже с трудом этому верили; причем крайне удивлялись своему невежеству и ослеплению относительно состояния жизни своей после смерти. Они тогда впервые увидели причину такого ослепления и невежества: увидели, что мирское и плотское до того овладевало умами людей и преисполнило их, что они не могут возноситься к небесному свету

О состоянии на небесах язычников.
318. Обыкновенно думают, что люди, рожденные вне церкви и называемые язычниками, не могут быть спасены, потому что они не знают Господа, без которого нет спасения. Всякий, кто мыслит по рассудку несколько здравому, может ясно понять, что ни один человек не рожден для ада, ибо Господь есть сама любовь.
319. Язычники точно также спасаются, как и христиане, ибо небеса внутри человека. Иметь в себе небеса значит признавать Божественное начало и быть водиму им. Известно, что язычники, равно как и христиане, живут нравственно и даже многие из них лучше христиан; ведут же люди нравственную жизнь или ради Божественного начала, или ради мнения людского. Та и другая жизнь по внешнему виду кажутся одинаковыми, но внутри они совершенно различны: одна спасает человека, другая - нет. Одни не делают зла ближнему из того, что это противно вере, т.е. воздерживаются из духовного побуждения; другие - из страха закона, из страха потерять доброе имя, честь или выгоду и, следовательно воздерживаются от зла только ради себя. Человек, коего нравственная жизнь духовна, носит небеса в себе самом, но тот, коего нравственная жизнь только природна, не слышит в себе небес.
320. Из многих случаев я узнал, что язычники, жившие нравственно, легко принимают истину и проникаются ею, ибо они не составили себе против истин веры ложных понятий, подобно многим из христиан.
327. Я говорил с некоторыми духами, принадлежавшими к древней церкви. Они находились в мрачном месте и в жалком состоянии; их речь походила на звук флейты с одной только нотой, и в ней, казалось, не было ни одной мысли рассудочной. Видя все это, я подумал о том, какая участь ожидает многих христиан, которые хотя и внешне не идолопоклонники, но суть таковы внутри, ибо они поклоняются себе самим и миру и в сердце своем отрицают Господа.

О детях на небесах.
329. Никто через крещение не становится причастником небес и веры, ибо крещение установлено только в знак и память того, что человек должен возродиться. Каждый ребенок, где бы он не родился, по смерти своей принимается Господом и воспитывается на небесах.
330. Всякий, отходящий от здешнего мира, воскресает там в точно таком же состоянии жизни, в каком он был здесь. Однако ж состояние детей превосходит состояние прочих возрастов в том отношении, что они находятся в невинности и что зло, происходящее от действительной жизни, еще не укоренилось в них; невинность же такова, что в ней может проявляться все небесное, ибо невинность есть приемник истины веры и блага любви.
332. Как только дети воскресают, что случается немедленно после их смерти, они возносятся на небеса и передаются там ангелам женского пола, которые в земной жизни своей нежно любили детей, любя притом и Бога.
333. Дети с небесными наклонностями являются в этих небесах с правой стороны, а дети с духовными наклонностями – с левой. Все дети в великом человеке, т.е. на небесах, занимают область глаз.
336. Дети после смерти не приходят тотчас в состояние ангельское, но они постепенно приводятся к нему через внутренние начала, потому что ничто не замкнуло их понятий, как у взрослых; ни одно ложное начало не препятствует им принять истину и благо, а следовательно достичь мудрости.
341. Невинность детская не есть настоящая невинность, потому что она без мудрости; настоящая невинность есть мудрость, ибо насколько кто мудр, настолько он любит, чтобы вел его Господь, или, что то же, насколько кто ведом Господом, настолько он мудр.
342. Говоря с ангелами о детях, я спрашивал, чисты ли они от зла, ибо в них нет действительного зла, как во взрослых. На это мне было сказано, что они одинаково подвержены злу, и даже сами суть не что иное, как зло; но что они, как и все ангелы, воздерживаются Господом от зла и содержатся во благе таким, однако, образом, что им кажется, будто они во благе сами от себя. Чтобы дети, взросшие на небесах, не остались о себе в том ложном понятии, их иногда возвращают в то зло, которое они получили по наследству, и оставляют в нем, покуда они не узнают, не признают и не поверят, что это не так.
345. Умершие дети не знают, что они родились на земле, а убеждены, что родились на небесах; поэтому они не знают другого рождения, кроме духовного, совершающего через познание блага и истины, через разумение и мудрость, силою которых человек становится человеком.
Однако ж, состояние людей, выросших на земле, может сделаться столь же совершенным, как состояние детей, взросших на небесах, если только эти люди удаляются от любви плотской и земной, т.е. от любви к себе и к миру, и заменят ее любовью духовной...


Домой

Эммануэл Сведенборг

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz