Домой

Эммануэл Сведенборг

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

О мудрых и простых на небесах.  О богатых и бедных на небесах.  О браках на небесах.  О мире духов.
Дух образуется по мыслям и делам воли.  О жизни, ведущей к небесам.

   В каждом речении Библейского Слова есть внутренний смысл, который многие верующие не понимают и трактуют в искаженном смысле:
   "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою..." (от Матвея, гл.24. стих 29,30)
   Солнце - это любовь; Луна - вера; Звезды - познание блага и истины или любви и веры; Знамение Сына - появление скрытой Истины; Облако - это буквальный смысл Слова; Сила и Слава - внутренний смысл Слова или откровение.
   Иначе: "Настанет время, когда не станет более любви, а затем и веры, тогда Истина откроет Слово в его внутреннем смысле и объявит тайны небесные". - Э.Сведенборг


 

О небесах, о мире духов и об аде

Выдержки

О мудрых и простых на небесах.
351. В мире думают, что те, кои весьма сведущи в учении церковном и Слове или в науках, глубже и острее видят истину, чем другие, что, следовательно, в них более разума и мудрости; эти люди такого же мнения о себе самих. Истинная мудрость и истинное разумение состоят в том, чтобы видеть и постигать, что такое истина и благо и что такое ложь и делать между ними должное различие силою внутреннего воззрения и постижения. Для того, чтобы человеку сделаться разумным и мудрым, он должен узнать многое, относящееся не только к небесам, но и к миру.
353. Ложное разумение и ложная мудрость есть та, которая не признает Божественного начала. Такая ученость не идет далее того, что в мире представляется глазам их; они держат это в памяти и рассматривают почти вещественно, меж тем как эти же науки служат истинно разумным людям для образования их разума. Это же относится и к пастырям церкви, которые смотрят на Слово Божье и на относящееся к нему, как другие смотрят на науки, не обращая Слово в предмет мысли или какого-либо внутреннего воззрения, исходящего от озаренного рассудка.
354. Мне дано было говорить со многими из ученых после отшествия их от мира. Те, кои в сердце отрицали Божественное начало, стали до того тупыми, что едва могли понимать какую-либо гражданскую истину и еще менее духовную. Такие духи погружаются в пучины, кажущиеся болотами, в которых они мучаются морокою, в которую обращается их ложь.

О богатых и бедных на небесах.
357. Небеса открыты для всех, живущих жизнью веры и любви, равно для бедных и для богатых. На небесах есть богатые и бедные, и многие из богатых там в большей славе и большем блаженстве, чем бедные.
358. Человек может приобретать богатство и увеличивать по возможности свое благосостояние, лишь бы это не было обманом или предосудительными средствами. Он может роскошно пить и есть, лишь бы не полагал в этом цели своей жизни. Нет надобности, чтобы он из особого благочестия ходил с грустным и печальным выражением лица и с поникшей головой, но может быть веселым и радостным; нет надобности и в том, чтобы он имущество свое отдавал бедным, если он не делает это по любви.
364. Между бедными весьма многие недовольны своей участью, очень честолюбивы и считают богатство за настоящее благословение, вследствие чего, оставаясь без него, они предаются гневу и худым помыслам о Божественном провидении. Совершенно другая участь тех бедных, которые довольны своей судьбой, которые в занятиях своих прилежны и усидчивы, любят труд, а не бездействие, поступают справедливо и честно.
365. Если думают, что бедным пройти на небеса легко, а богатым трудно, то это потому, что Слово не было понято: тут под богатыми разумеются в духовном смысле те, которые изобилуют познаниями блага и истины.

О браках не небесах.
366. Есть браки на небесах, точно так же, как и на земле; но браки небесные весьма различны от земных.
367. Брак на небесах есть духовное соединение двух личностей в одну. Дух состоит из двух частей, из коих одна называется разумом, а другая – волею; когда обе эти части действуют нераздельно, они тогда образуют один дух.
368. Каждый человек одарен разумом и волею, но все-таки в мужчине преобладает разум, а в женщине – воля, а человек таков, каково преобладающее в нем начало. Но в супружестве на небесах нет никакого преобладания, потому что воля жены есть воля и мужа, а разум мужа есть разум жены, ибо один любит желать и мыслить как другой, вследствие этого происходит и соединение их в одно целое.
377. Находящиеся во лжи не живут в супружеской любви. Мне дано было видеть, каково супружество тех, кои живут во лжи по злу, и которое называется адским; они разговаривают между собой и также в похоти соединяются, но внутренне они горят друг к другу смертельной ненавистью, которая превосходит всякое описание.
380. Любовь к господству одного супруга над другим совершенно уничтожают супружескую любовь и ее небесное наслаждение.

О мире духов.
421. Мир духов - место среднее между небесами и адом. Туда человек приходит по смерти своей и, пробыв там определенный срок, смотря по жизни своей на земле, или возносится на небеса, или низвергается в ад.
425. Ни на небе, ни в аду не дозволяется раздвоять дух свой, т.е. знать и понимать одно, а хотеть и делать другое; там кто чего хочет, то и понимает, а что понимает разумом, того хочет волею. На небе желающий блага поймет и истину, а в аду хотящий зла поймет и ложь. Посему там от добрых ложь удаляется, а предоставляются им истины, отвечающие их благу и с ними согласные; от злых же отбираются истины, а оставляется ложь, отвечающая злу их и с ними согласная.
426. В мире духов пребывает несметное число народа, потому что это первое соборное место для всех. Там всякий рассматривается и приготовляется. Срок пребывания там зависит от того, насколько в ком внешнее соответствует или не соответствует внутреннему.
427. Перешедшие же из мира духов в небеса или в ад не видятся более и не знаются, если только они не одного духа и не одинаковой любви.
429. Местность мира духов является как бы долиною между гор и утесов с волнистой поверхностью. Двери или входы в небесные общества видимы только для приготовленных к небесам. Двери и входы в ад также видимы тем, коим суждено войти в них.

Всякий человек по внутренним началам своим - дух.
432. Вся умственная рассудочная жизнь относится к духу. Телесная же принадлежность придана духу для того, чтобы он мог исполнить службу в природном мире.
433. И по отрешению тела от духа, что называется смертью, человек остается тем же человеком и живет.
434. У духа человеческого есть образ человеческий и он, отделяясь от тела, пользуется такими же чувствами, как и в теле. Словом, вся жизнь чувств, во всех ее частностях, принадлежит не плоти человека, а духу его. Посему духи видят, слышат, чувствуют точно как и мы, только не в природном, а в духовном мире.
435. В каждом ангеле, как и в человеке, есть самое высшее духовное начало, которое можно назвать тайником его. Этот тайник соделывает человека и отличает его от скотов и животных, у коих тайника этого нет.
438. Всякий человек по духу своему и в телесной жизни находится в сообществе духов, хотя и не ведает этого. Человек, живя на земле, не проявляется в духовном обществе своем, потому что мыслит по-природному, но те, кои могут отрешаться мысленно от всего вещественного и быть в духе, изредка проявляются в своем духовном обществе и тотчас узнаются тамошними духами.
440. В этом состоянии я неоднократно видел духов и ангелов, слышал их речи, беседовал с ними и мог даже осязать их
445. Человек на самом деле не умирает, а только переходит из одного мира в другой.
447. Дух человека отделяется от тела не раньше, чем по прекращении биения сердца, по той причине, что сердце отвечает чувствам любви, из которой истекает и жизненная теплота его.
448. Каким образом происходит восстание мне было показано на деле живым опытом для того, чтобы я точно понимал, как это делается.
451. Это начальное состояние после смерти длиться только несколько дней.
452. Я говорил с иными на третий день по кончине их, которых я знал в миру. Они приходили в ужас, когда я им говорил, что в это время готовится погребение их тела. Они крайне дивились тому, что не верили в посмертную жизнь.
457. Вступая в мир духов человек первоначально сохраняет свой мирской облик и речь. Но затем лицо его изменяется и принимает совсем иной вид, вполне согласный с чувствами его или той господствующей любовью, в которой пребывали внутренние начала духа его. Жившие в чувствах добрых принимали облик прекрасный, а жившие в дурных - облик безобразный.
458. Внешний образ лицемеров изменяется медленнее, потому что они учились подражать добрым свойствам, но постепенно они становятся безобразнее всех прочих.

Дух образуется по мыслям и делам воли.
461. Множество опытов убедили меня в том, что человек, умирая, уносит с собой все чувства, наклонности, желания, страсти, размышления и полную память.
463. Все относящееся к мысли и воле человека отпечатано в памяти его и по смерти видны все тайные мысли и дела.
464. У человека память двоякая - внешняя и внутренняя. Первая свойственна ему как человеку природному, вторая - как духовному. И человек по смерти становится разумным в мире духов не по количеству изученных им языков и наук. Я говорил со многими, коих в свете считали весьма учеными, но они не образовали разума своего этим. Такие духи являлись тупоумными, а иные полуумными, не постигали вовсе никакой истины, не умея различить истины от лжи, а схватывали всякую ложь, которую так называемые ученые выдавали за истину

О жизни, ведущей к небесам.
528. Иные полагают, что вести жизнь, приводящую человека в небеса, весьма трудно. Люди это слышали, что человек должен отказаться от мирского, от так называемых похотей плотских и телесных и жить духовно, т.е., как они понимают, что все светское должно быть откинуто, особенно богатства и почести; что должно постоянно предаваться благочестивым помышлениям о Боге, о спасении души, о вечности, проводить все время в молитвах...  Но мне было дано познать многими опытами и беседами с ангелами, что это совсем не так, что, напротив, отрекающиеся от мира и живущие духовно по сему способу готовят себе жизнь печальную, не способную к принятию небесного блаженства, потому что жизнь каждого остается при нем навсегда.
   Чтобы приспособить себя к небесной жизни, человек, напротив, должен жить в миру, в должностях, занятиях и сношениях с людьми, возвышаясь к духовной жизни посредством жизни нравственной и гражданской.
529. Если разобрать жизнь человеческую разумным взглядом, то оказывается она трояка - духовная, нравственная и гражданская: есть люди, живущие одной гражданской жизнью, устранив и нравственную, и духовную; другие живут жизнью нравственной, но не духовной; а иные - жизнью гражданской, нравственной и духовной. Последние живут жизнью небесной, а первые - все жизнью чисто мирской с устранением небесной.
530. Духовный человек верует в Божественное начало и живет честно и правдиво не только ради законов гражданских и нравственных, но ради высших законов. Прямота такого человека по внутренним началам различается от прямоты людей природных, которые действуют правдиво только ради себя, опасаясь законных взысканий, утраты доброй славы, почестей, выгод и самой жизни.
532. Стремление или намерение человека, направляющее внутреннее зрение или мышление его, есть воля его: чего человек хочет, к тому он стремится, а к чему стремится, о том мыслит: если он стремится к небесам, то туда же направляет дух свой, и затем он глядит на все мирское как бы сверху вниз. Посему человек, у коего внутренние начала духа открыты, может видеть в себе зло и ложь; и наоборот, у которого нутро закрыто, не может сам видеть зло свое и ложь, потому что он не выше их и погряз в них. Из этого видно, отколе дается человеку разум и мудрость и откуда безумие; равно видно, каков человек должен быть по смерти, когда ему предоставляется хотеть и мыслить, а затем действовать и говорить согласно внутренним началам своим.
535. Мне дано было беседовать на том свете с людьми, удалившимися от мирских сует ради благочестивой, святой жизни. Многие из них воспламеняются заслугами своими, беспрерывно жаждут небес и почитают небесное блаженство должной себе платой или наградой, вовсе не понимая его сущности. Если они засим переносятся в среду ангелов соучастниками своих радостей, т.е. блаженства бескорыстного, не в виде награды или заслуги, а состоящее в исполнении долга, то дивятся, видя вовсе не то, что ожидали; не будучи в состоянии насладиться таким блаженством, они удаляются к своим, жившим одинаково с ними на земле.
   Жившие во внешнем благопочитании посетители храмов, отягчавшие душу свою печалью и притом всегда много думавшие о себе, на том свете не находятся на небесах, потому что они все это делали ради себя самих и оскверняли Божественные истины, утопляя их в себялюбии.
   Все это объясняется здесь для убеждения, что жизнь, ведущая к небесам, не есть жизнь отвлеченная от мира, но жизнь к миру и что богомольная жизнь без деятельной жизни любви, которую можно найти только в миру, не ведет к небесам.


Домой

Эммануэл Сведенборг

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz