О мудрых и простых на небесах.
351. В мире думают, что те, кои весьма сведущи в учении церковном и Слове или в
науках, глубже и острее видят истину, чем другие, что, следовательно, в них
более разума и мудрости; эти люди такого же мнения о себе самих. Истинная
мудрость и истинное разумение состоят в том, чтобы видеть и постигать, что такое
истина и благо и что такое ложь и делать между ними должное различие силою
внутреннего воззрения и постижения. Для того, чтобы человеку сделаться разумным
и мудрым, он должен узнать многое, относящееся не только к небесам, но и к миру.
353. Ложное разумение и ложная мудрость есть та, которая не признает
Божественного начала. Такая ученость не идет далее того, что в мире
представляется глазам их; они держат это в памяти и рассматривают почти
вещественно, меж тем как эти же науки служат истинно разумным людям для
образования их разума. Это же относится и к пастырям церкви, которые смотрят на
Слово Божье и на относящееся к нему, как другие смотрят на науки, не обращая
Слово в предмет мысли или какого-либо внутреннего воззрения, исходящего от
озаренного рассудка.
354. Мне дано было говорить со многими из ученых после отшествия их от мира. Те,
кои в сердце отрицали Божественное начало, стали до того тупыми, что едва могли
понимать какую-либо гражданскую истину и еще менее духовную. Такие духи
погружаются в пучины, кажущиеся болотами, в которых они мучаются морокою, в
которую обращается их ложь.
О богатых и бедных на небесах.
357. Небеса открыты для всех, живущих жизнью веры и любви, равно для бедных и
для богатых. На небесах есть богатые и бедные, и многие из богатых там в большей
славе и большем блаженстве, чем бедные.
358. Человек может приобретать богатство и увеличивать по возможности свое
благосостояние, лишь бы это не было обманом или предосудительными средствами. Он
может роскошно пить и есть, лишь бы не полагал в этом цели своей жизни. Нет
надобности, чтобы он из особого благочестия ходил с грустным и печальным
выражением лица и с поникшей головой, но может быть веселым и радостным; нет
надобности и в том, чтобы он имущество свое отдавал бедным, если он не делает
это по любви.
364. Между бедными весьма многие недовольны своей участью, очень честолюбивы и
считают богатство за настоящее благословение, вследствие чего, оставаясь без
него, они предаются гневу и худым помыслам о Божественном провидении. Совершенно
другая участь тех бедных, которые довольны своей судьбой, которые в занятиях
своих прилежны и усидчивы, любят труд, а не бездействие, поступают справедливо и
честно.
365. Если думают, что бедным пройти на небеса легко, а богатым трудно, то это
потому, что Слово не было понято: тут под богатыми разумеются в духовном смысле
те, которые изобилуют познаниями блага и истины.
О браках не небесах.
366. Есть браки на небесах, точно так же, как и на земле; но браки небесные
весьма различны от земных.
367. Брак на небесах есть духовное соединение двух личностей в одну. Дух состоит
из двух частей, из коих одна называется разумом, а другая – волею; когда обе эти
части действуют нераздельно, они тогда образуют один дух.
368. Каждый человек одарен разумом и волею, но все-таки в мужчине преобладает
разум, а в женщине – воля, а человек таков, каково преобладающее в нем начало.
Но в супружестве на небесах нет никакого преобладания, потому что воля жены есть
воля и мужа, а разум мужа есть разум жены, ибо один любит желать и мыслить как
другой, вследствие этого происходит и соединение их в одно целое.
377. Находящиеся во лжи не живут в супружеской любви. Мне дано было видеть,
каково супружество тех, кои живут во лжи по злу, и которое называется адским;
они разговаривают между собой и также в похоти соединяются, но внутренне они
горят друг к другу смертельной ненавистью, которая превосходит всякое описание.
380. Любовь к господству одного супруга над другим совершенно уничтожают
супружескую любовь и ее небесное наслаждение.
О мире духов.
421. Мир духов - место среднее между небесами и адом. Туда человек приходит по
смерти своей и, пробыв там определенный срок, смотря по жизни своей на земле,
или возносится на небеса, или низвергается в ад.
425. Ни на небе, ни в аду не дозволяется раздвоять дух свой, т.е. знать и
понимать одно, а хотеть и делать другое; там кто чего хочет, то и понимает, а
что понимает разумом, того хочет волею. На небе желающий блага поймет и истину,
а в аду хотящий зла поймет и ложь. Посему там от добрых ложь удаляется, а
предоставляются им истины, отвечающие их благу и с ними согласные; от злых же
отбираются истины, а оставляется ложь, отвечающая злу их и с ними согласная.
426. В мире духов пребывает несметное число народа, потому что это первое
соборное место для всех. Там всякий рассматривается и приготовляется. Срок
пребывания там зависит от того, насколько в ком внешнее соответствует или не
соответствует внутреннему.
427. Перешедшие же из мира духов в небеса или в ад не видятся более и не
знаются, если только они не одного духа и не одинаковой любви.
429. Местность мира духов является как бы долиною между гор и утесов с волнистой
поверхностью. Двери или входы в небесные общества видимы только для
приготовленных к небесам. Двери и входы в ад также видимы тем, коим суждено
войти в них.
Всякий человек по внутренним началам своим - дух.
432. Вся умственная рассудочная жизнь относится к духу. Телесная же
принадлежность придана духу для того, чтобы он мог исполнить службу в природном
мире.
433. И по отрешению тела от духа, что называется смертью, человек остается тем
же человеком и живет.
434. У духа человеческого есть образ человеческий и он, отделяясь от тела,
пользуется такими же чувствами, как и в теле. Словом, вся жизнь чувств, во всех
ее частностях, принадлежит не плоти человека, а духу его. Посему духи видят,
слышат, чувствуют точно как и мы, только не в природном, а в духовном мире.
435. В каждом ангеле, как и в человеке, есть самое высшее духовное начало,
которое можно назвать тайником его. Этот тайник соделывает человека и отличает
его от скотов и животных, у коих тайника этого нет.
438. Всякий человек по духу своему и в телесной жизни находится в сообществе
духов, хотя и не ведает этого. Человек, живя на земле, не проявляется в духовном
обществе своем, потому что мыслит по-природному, но те, кои могут отрешаться
мысленно от всего вещественного и быть в духе, изредка проявляются в своем
духовном обществе и тотчас узнаются тамошними духами.
440. В этом состоянии я неоднократно видел духов и ангелов, слышал их речи,
беседовал с ними и мог даже осязать их
445. Человек на самом деле не умирает, а только переходит из одного мира в
другой.
447. Дух человека отделяется от тела не раньше, чем по прекращении биения
сердца, по той причине, что сердце отвечает чувствам любви, из которой истекает
и жизненная теплота его.
448. Каким образом происходит восстание мне было показано на деле живым опытом
для того, чтобы я точно понимал, как это делается.
451. Это начальное состояние после смерти длиться только несколько дней.
452. Я говорил с иными на третий день по кончине их, которых я знал в миру. Они
приходили в ужас, когда я им говорил, что в это время готовится погребение их
тела. Они крайне дивились тому, что не верили в посмертную жизнь.
457. Вступая в мир духов человек первоначально сохраняет свой мирской облик и
речь. Но затем лицо его изменяется и принимает совсем иной вид, вполне согласный
с чувствами его или той господствующей любовью, в которой пребывали внутренние
начала духа его. Жившие в чувствах добрых принимали облик прекрасный, а жившие в
дурных - облик безобразный.
458. Внешний образ лицемеров изменяется медленнее, потому что они учились
подражать добрым свойствам, но постепенно они становятся безобразнее всех
прочих.
Дух образуется по мыслям и делам воли.
461. Множество опытов убедили меня в том, что человек, умирая, уносит с собой
все чувства, наклонности, желания, страсти, размышления и полную память.
463. Все относящееся к мысли и воле человека отпечатано в памяти его и по смерти
видны все тайные мысли и дела.
464. У человека память двоякая - внешняя и внутренняя. Первая свойственна ему
как человеку природному, вторая - как духовному. И человек по смерти становится
разумным в мире духов не по количеству изученных им языков и наук. Я говорил со
многими, коих в свете считали весьма учеными, но они не образовали разума своего
этим. Такие духи являлись тупоумными, а иные полуумными, не постигали вовсе
никакой истины, не умея различить истины от лжи, а схватывали всякую ложь,
которую так называемые ученые выдавали за истину
О жизни, ведущей к небесам.
528. Иные полагают, что вести жизнь, приводящую человека в небеса, весьма
трудно. Люди это слышали, что человек должен отказаться от мирского, от так
называемых похотей плотских и телесных и жить духовно, т.е., как они понимают,
что все светское должно быть откинуто, особенно богатства и почести; что должно
постоянно предаваться благочестивым помышлениям о Боге, о спасении души, о
вечности, проводить все время в молитвах... Но мне было дано познать многими
опытами и беседами с ангелами, что это совсем не так, что, напротив,
отрекающиеся от мира и живущие духовно по сему способу готовят себе жизнь
печальную, не способную к принятию небесного блаженства, потому что жизнь
каждого остается при нем навсегда.
Чтобы приспособить себя к небесной жизни, человек, напротив, должен жить в миру,
в должностях, занятиях и сношениях с людьми, возвышаясь к духовной жизни
посредством жизни нравственной и гражданской.
529. Если разобрать жизнь человеческую разумным взглядом, то оказывается она
трояка - духовная, нравственная и гражданская: есть люди, живущие одной
гражданской жизнью, устранив и нравственную, и духовную; другие живут жизнью
нравственной, но не духовной; а иные - жизнью гражданской, нравственной и
духовной. Последние живут жизнью небесной, а первые - все жизнью чисто мирской с
устранением небесной.
530. Духовный человек верует в Божественное начало и живет честно и правдиво не
только ради законов гражданских и нравственных, но ради высших законов. Прямота
такого человека по внутренним началам различается от прямоты людей природных,
которые действуют правдиво только ради себя, опасаясь законных взысканий, утраты
доброй славы, почестей, выгод и самой жизни.
532. Стремление или намерение человека, направляющее внутреннее зрение или
мышление его, есть воля его: чего человек хочет, к тому он стремится, а к чему
стремится, о том мыслит: если он стремится к небесам, то туда же направляет дух
свой, и затем он глядит на все мирское как бы сверху вниз. Посему человек, у
коего внутренние начала духа открыты, может видеть в себе зло и ложь; и
наоборот, у которого нутро закрыто, не может сам видеть зло свое и ложь, потому
что он не выше их и погряз в них. Из этого видно, отколе дается человеку разум и
мудрость и откуда безумие; равно видно, каков человек должен быть по смерти,
когда ему предоставляется хотеть и мыслить, а затем действовать и говорить
согласно внутренним началам своим.
535. Мне дано было беседовать на том свете с людьми, удалившимися от мирских
сует ради благочестивой, святой жизни. Многие из них воспламеняются заслугами
своими, беспрерывно жаждут небес и почитают небесное блаженство должной себе
платой или наградой, вовсе не понимая его сущности. Если они засим переносятся в
среду ангелов соучастниками своих радостей, т.е. блаженства бескорыстного, не в
виде награды или заслуги, а состоящее в исполнении долга, то дивятся, видя вовсе
не то, что ожидали; не будучи в состоянии насладиться таким блаженством, они
удаляются к своим, жившим одинаково с ними на земле.
Жившие во внешнем благопочитании посетители храмов, отягчавшие душу свою печалью
и притом всегда много думавшие о себе, на том свете не находятся на небесах,
потому что они все это делали ради себя самих и оскверняли Божественные истины,
утопляя их в себялюбии.
Все это объясняется здесь для убеждения, что жизнь, ведущая к небесам, не есть
жизнь отвлеченная от мира, но жизнь к миру и что богомольная жизнь без
деятельной жизни любви, которую можно найти только в миру, не ведет к небесам.
|