Домой

Рудольф Штейнер

- 7 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ОЧЕРК ТАЙНОВЕДЕНИЯ.  Развитие Мира и человек.  ЗЕМНОЙ ПЕРИОД.
Дух Люцифера. Изгнание из Рая.  Власть Аримана. Душевный раскол.

ДУХ ЛЮЦИФЕРА.  ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ.

Описанные события представляют развитие Земли с внешней стороны; если же рассматривать его с духовной, то оказывается следующее. Ко времени отщепления Луны в развитие человека вмешались некоторые духовные существа. В их лунной природе заключалось как раз то, что во время древнего лунного развития восстало против солнечных духов и что послужило тогда ко благу человека, поскольку оно привело его к самостоятельному, свободному состоянию сознания.

В противоположность другим существам, которые с земной Луны сделали сознание зеркалом мира, но не дали свободной воли, этих лунных существ можно назвать люциферическими духами. Они доставили человеку возможность развить в своем сознании свободную деятельность, но вместе с тем и возможность заблуждения и зла.

В человеческом существе создалась противоположность между влиянием солнечных духов и влиянием духов с неправильным лунным развитием. Вследствие этого в человеке появилась неспособность познавать физические действия Солнца как таковые. Они остались для него сокрытыми за земными впечатлениями внешнего мира.

Астральное в человеке, исполненное этих впечатлений, было вовлечено в сферу "Я", которое стало отныне воздействовать на внешние тепловые явления и тем самым вовлекло человека в земную вещественность больше, чем это было ему предназначено. Если раньше человек, как тонко организованное существо, пребывал как бы в плавающе-парящем движении над твердой почвой Земли, то теперь он должен был "из земной окружности" опуститься на те части Земли, которые уже более или менее отвердели.

Вследствие того, что человек, повинуясь своим подверженным заблуждению представлениям, отдавался влияниям внешнего мира и жил сообразно своим желаниям и страстям, не согласуя их с высшими духовными влияниями, появились возможности болезней.

Отныне человек не мог больше чувствовать свою отдельную земную жизнь как продолжение свободного от тела существования. Он воспринимал отныне такие земные впечатления, которые могли быть пережиты посредством привитого ему астрального элемента и которые соединялись с силами, разрушающими физическое тело. Человек ощущал это, как отмирание своей земной жизни. И через это появилась обусловленная самой человеческой природою "смерть".

Благодаря только одному люциферическому влиянию человек постепенно совершенно отделился бы от солнечных существ и его "Я" сделалось бы всецело земным "Я". Тогда произошло бы так, что это земное "Я" по смерти физического тела стало бы обитать в другом физическом теле потомка, не проходя через соединение с высшими духовными существами в свободном от тела состоянии.

Это было предотвращено особым отношением жизненного тела между физическими и астральным телами, а также постепенным урегулированием взаимных отношений между Солнцем, Луною, Землей и другими планетами. Благодаря вращению Луны вокруг Земли "Духи Формы" могли правильным образом в правильном ритме действовать на физическое тело человека.

Днем "Я" и астральное тело человека действовали в физическом и жизненном теле. Ночью "Я" и астральное тело выходили из физического и жизненного тела и вступали всецело в область "СыновЖизни" (Ангелов), "Духов Огня" (Архангелов), "Духов Личности" и "Духов Формы" и др. Таким образом снова могли быть исправлены вредные воздействия, оказанные на человека в течение дня заблуждениями астрального тела.

Души, которые с земной смертью покидали тело, в своем бестелесном состоянии сохраняли, как воспоминание, отзвук земной индивидуальности. И когда, по прошествию определенного времени, на Земле рождалось соответствующее им тело, они снова воплощались в нем.

Благодаря духовному влиянию, души, удалившиеся раньше на Марс, на Юпитер и т.д. имели теперь возможность вновь воплотиться на Земле в человеческих телах. Поэтому впоследствии среди человеческого потомства существовали как такие люди, в которых были души, пришедшие извне, так и другие - с душами, уже перевоплотившимися на Земле.

Судьба первого рода душ была определена только фактами, лежащими вне новых земных условий. Судьба же перевоплощенных душ определялась еще и тем, что они сами совершили в прежних жизнях в земных условиях. Одновременно с перевоплощением появилась карма отдельного человека. Процесс размножения не вошел в область человеческого сознания, но остался под господством духовного мира.

Когда над откровением высших духовных существ простерся покров земных восприятий и в них сокрылись истинные силы солнечных существ, предвидящее сознание человека было утрачено. Будущее стало отныне неизвестным. А вместе с этим в душу внедрилась возможность переживания и чувства страха. Страх есть непосредственное последствие заблуждения.

Но вместе с тем, благодаря люциферическому влиянию, человек стал независимым от известных сил, которым раньше он безвольно отдавался. Он мог отныне самостоятельно принимать решения. Свобода есть результат этого влияния.

Жизненное тело возвращающихся с других планет душ не могло быть защищено в той же степени, как жизненное тело потомков Земли, чтобы противостоять воздействиям люциферической сущности. Они могли так далеко простирать произвол находившейся в ней искры "Я", что вызвали в своем окружающем могучие огневые действия разрушительного характера. Последствием этого были гигантские земные катастрофы.

В библейском предании время до воздействия люциферических существ описывается как райское, а нисхождение на Землю, погружение людей в чувственный мир - как изгнание из рая.

Лишь отдельным людям атлантической эпохи дана была возможность в минимальной степени попасть под власть чувственного мира. Благодаря им люциферическое влияние из препятствия к развитию человечества превратилось в средство к его дальнейшему восхождению. Они были тогда через жизненное тело всецело связаны с царством "Духов Формы" и могли узнавать от них, как ведет их и управляет ими то высокое существо, которое было вождем при отделении Солнца от земли и благодаря которому людям позже открылось понимание "Христа". Это люди были посвященные.

Понятия "Христа" могли достичь только те люди, которые в указанном смысле принадлежали к солнечным людям. Они возделывали свое таинственное знание и те установленные действия, что вели к нему, в особом месте, которое в согласии с духовной наукой будет названо здесь Христовым или Солнечным оракулом.

Другие оракулы были вызваны к жизни людьми, принадлежащими к человечеству Сатурна, Марса, Юпитера и др. Их посвященные доводили свое созерцание только до тех существ, которые могли раскрываться им в их жизненных телах, как соответствующие высшие "Я". Так возникли приверженцы мудрости Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, Вулкана и др.

Благодаря люциферическому влиянию человечество приобрело особые способности, причем высокие космические существа обратили ко благу то, что иначе могло бы служить на погибель. Такой способностью является речь.


ВЛАСТЬ АРИМАНА.  ДУШЕВНЫЙ РАСКОЛ.

Физический облик человека в то время еще сильно отличался от современного. То, что в настоящее время является в его членах отвердевшим, было тогда мягким, гибким и пластичным. Более душевный, более духовный человек имел нежное, подвижное, выразительное строение тела. Менее развитый духовно обладал грубыми, неподвижными, менее пластичными телесными формами.

Душевная отсталость и погруженность в чувственное выражалось в гигантской величине. Когда человек находился в периоде роста, его тело сформировалось сообразно тому, что слагалось в душе. Современный физический облик человека возник через сжатие, уплотнение и отвердение атлантического человека. Животное царство уплотнилось в своих формах на Земле в гораздо более древние времена, чем человек.

Низшие духовные существа непрерывно влияли на людей, внушая им интересы, которые в действительности были направлены против блага человечества. Под искушение попали и часть посвященных. Они пришли к тому, что стали пользоваться сверхчувственными силами в смысле низших побуждений. Этими поступками людей были сняты оковы с могучих пагубных сил природы, что привело к гибели Атлантиды.

С середины атлантической эпохи в области человеческого развития появились существа, действовавшие в таком направлении, что человек начал недуховным образом вживаться в чувственно-физический мир. Человеку вместо истинного образа этого мира стали являться всякого рода обманчивые образы, призраки и иллюзии. Он все более лишался непосредственного прозрения в события духовного мира при жизни и по смерти, попадая под власть Аримана.

В солнечном оракуле сохранялись отпечатки лучших жизненных тел древних посвященных, чтобы запечатлеть их позднее в подходящих для этого людях. У посвященных Венеры, Меркурия и Вулкана можно было применять этот прием и к астральным телам. В известный момент вождь Христовых посвященных оказался в одиночестве с немногими приверженцами, которым он мог сообщать тайны мира лишь в очень ограниченной мере.

Эти приверженцы по своему природному складу были наименее причастны разделению физического тела от жизненного. У них постепенно все меньше наступали известные переживания в состоянии сна.

Физическое и жизненное тела человека все больше стали совпадать в своих границах. Благодаря этому утратились прежние неограниченные силы памяти, и у человека началась жизнь мышления. Связанная с физическим телом часть жизненного тела превратила физический мозг в настоящее орудие мышления, и человек собственно лишь с этого времени стал ощущать свое "Я" в физическом теле. Тогда впервые пробудилось самосознание.

Сначала это произошло лишь у небольшой части человечества, преимущественно у приверженцев вождя Христова оракула. Они были людьми с высоко развитым рассудком, но из всех людей того времени они имели наименьший опыт в сверхчувственной области. Эти посвященные стали учителями и вождями тех людей, которые заселили в послеатлантический период юг Азии, преимущественно древнюю Индию.

Когда эти посвященные получали слова откровения, они должны были приводить к молчанию свое собственное знание и постижение. Тогда из них и через них говорили высокие существа, обращавшиеся также и к их духовным предкам. Вне тех времен, когда через них говорили эти существа, они были простыми людьми, одаренными той мерой рассудка, которую они выработали сами себе.

В Индии жил тот тип людей, который преимущественно сохранил живое воспоминание о древнем душевном состоянии атлантов, делавшем возможными знания о духовном мире. Тоска по этому миру была, собственно, основным настроением индийской души. Сверхчувственный мир они ощущали как истинный мир, а чувственный - как обман человеческого восприятия, как иллюзию (майю). Так возникла культура, которая была совершенно проникнута сверхчувственной мудростью.

У народов второй послеатлантической эпохи, "древнеперсидской", была иная задача, чем у индийских. Их стремления и наклонности были обращены не к одному только сверхчувственному миру; у них были задатки и для физического и чувственного мира. Они полюбили Землю. Они ценили то, что человек может завоевать на ней и приобрести посредством ее силы. Этот древний народ обладал еще большим могуществом в управлении такими силами природы, которые впоследствии вышли из под влияния человеческой воли.

Для них не было опасности совершенно отвернуться от "иллюзии" физически чувственного из-за тоски по сверхчувственному, им грозила скорее другая опасность - всецело утратить душевную связь с сверхчувственным миром благодаря своей склонности к физически чувственному.

Этому народу дан был духовный импульс хранителем солнечного оракула, который известен в истории как Заратустра или Зороастр. Он мог созерцать вождя солнечных существ, принявшего под защиту жизненное тело человека. Он знал, что это существо направляет водительство, руководящее развитием человечества, но что оно только в определенный момент может снизойти из мирового пространства на Землю.

Для этого необходимо, чтобы это существо могло жить и в астральном теле человека таким же образом, как оно со времени вторжения люциферического существа действовало в жизненном теле. Для этого должен был явиться человек, который бы снова так претворил астральное тело, что оно вернулось бы на ту ступень, которой без Люцифера оно достигло бы в иную эпоху (в средине атлантического развития).

Если бы не пришел Люцифер, то человек хотя и достиг бы раньше этой ступени, но без личной самостоятельности и без возможности свободы. Теперь же человек должен был, несмотря на эти качества, снова подняться на эту высоту.

Наряду с вестью о Боге света (Христе), Заратустра возвестил учение о тех духовных существах, которые раскрываются очищенному чувству ясновидца как спутники Духа света и противоположностью которых были искусители, являвшиеся неочищенному остатку ясновидения, сохранившемуся с атлантической эпохи.

У народов третьей культурной эпохи - "египетско-халдейской", душа в значительной степени утратила сверхчувственные способности. Она должна была использовать откровения духовного в окружающем ее чувственном мире и развиваться дальше через открытие и изобретение культурных средств, вытекавших из этого мира. Как результат исследования в физически-чувственном мире законов стоящих за ним мира духовного возникли человеческие науки; как результат познания и переработки сил этого мира возникли человеческая техника, художественный труд и их орудия и средства.

Задачей послеатлантического человечества была - развернуть в себе те душевные способности, которые могли быть приобретены с помощью пробужденных сил мысли и чувства, не возбуждаемых непосредственно духовным миром, а возникающих благодаря тому, что человек отдается наблюдению чувственного мира, вживается в него и обрабатывает его. На завоевание этого чувственно-физического мира с помощью этих человеческих способностей следует смотреть как на миссию послеатлантических людей.

Совершенно иные условия господствовали в местностях южной Европы и западной Азии, где расцветала четвертая послеатлантическая культурная эпоха. В согласии с духовной наукой ее можно назвать "греко-латинской" эпохой. У этих народов было стремление создать в чувственном мире такую область, которая в физическом в совершенной форме выражала бы духовное. Таинственным образом вливалась в поэтов, в художников и мыслителей мудрость посвященных. В стройных миросозерцаниях древних греческих философов можно найти в форме и понятий и идей тайны посвященных.

В земной жизни власть Аримана ведет ко взгляду на чувственно-физическое бытие как на единственное и тем самым заграждает зрению всякий доступ в духовный мир. В духовном мире эта власть приводит человека к полному одиночеству, к обращению всех интересов только на себя. Люди, которые в момент смерти находятся во власти Аримана, рождаются потом эгоистами.

В Христе явилось в человеческом облике высокое солнечное существо как великий человеческий земной прообраз. С этого момента в человеческое земное развитие была заложена способность принять мудрость, благодаря которой постепенно может быть достигнута цель физической Земли. В этот момент, когда совершилось событие на Голгофе, человечеству была привита другая способность, благодаря которой влияние Аримана может быть обращено к добру. Отныне человек может взять с собою из жизни за врата смерти то, что освобождает его от одиночества в духовном мире.

То, что явилось благодаря явлению Христа в развитие человечества, действовало в нем подобно семени. Семя же может созреть лишь постепенно. Только самая малая часть глубин новой мудрости проникла до настоящего времени в физическое бытие.

Сверхчеловеческие существа были известны и в Европе. Через эти влияния в человечестве пятой культурной эпохи возник душевный раскол, который продолжается еще и в настоящее время и сказывается в самых разнообразных проявлениях жизни. Душа не настолько сохранила в себе с древних времен тяготение к духовному, чтобы быть в состоянии удержать связь между духовным и чувственным миром.

В груди человека развились как бы два мира. Один - обращенный к чувственно-физическому бытию, другой - восприимчивый к откровению духовного и готовый проникнуть его чувством и ощущением, однако без созерцания.

В настоящее время уже занимается заря шестого послеатлантического культурного периода. Ибо то, что должно в известное время возникнуть в развитии человечества, медленно созревает в течение предшествующих времен. В настоящее время уже может быть положено начало нахождению нити, гармонично соединяющей обе стороны в человеке - материальную культуру и жизнь в духовном мире...


Домой

Рудольф Штейнер      Развитие Мира и человек

- 7 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz