Домой

Рудольф Штейнер

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ОЧЕРК ТАЙНОВЕДЕНИЯ.  Сущность человечества.  Сон. Смерть.

  Соприкоснувшись с творчеством замечательного мастера Рудольфа Штейнера, поразился, насколько доступно и просто он представил строение основ мира и человека. Перелопатив до него солидное количество эзотерической литературы, я не встречал более стройной системы для своего понимания. Конечно, чтобы нормально воспринимать материалы его работ необходим некоторый читательский опыт, начальные знания и, конечно, вера, которая приходит только после того, когда основы твоего миропонимания рухнули и ты в угнетенном и растерянном состоянии проживаешь какой-то период жизни как во сне. Возможно это было только со мной. Но благодаря этому периоду и поискам наступает миг прозрения, который невозможно описать словами. И тогда в тебе рождается НЕЧТО, которое является точкой опоры, твоим безупречным союзником, непоколебимой верой - можно назвать ЭТО как угодно, которое сопровождает тебя в дальнейшем жизненном пути, являясь лучшим другом, учителем, советником. А остальное - зависит только от тебя. Ты сам разбираешь себя по частям, раскладываешь все по полочкам, начинаешь избавляться в себе от всего ненужного, иллюзорного. И с удивлением замечаешь, что окружающий мир меняется вокруг тебя. Вернее - восприятие мира и твое отношение к нему...  @


Сущность человечества

Очерк тайноведения

Выдержки

Нельзя постичь сущности бодрствующего сознания без наблюдения того состояния, которое переживает человек во время сна; и нельзя приблизится к загадке жизни, не занявшись рассмотрением смерти.

СОН.

Человек, который не черпал бы постоянно из сна подкрепления для своих ослабевших сил, привел бы свою жизнь к разрушению; точно также и рассмотрение мира, не оплодотворяемое познанием сокровенного, должно привести к запустению. Всякое познание видимого должно снова и снова погружаться в невидимое, чтобы мочь развиваться. То же относится и к смерти.

Эфирное тело - создатель, строитель физического тела. Но оно может правильно образовывать его только тогда, если побуждение к тому, как оно должно это делать, получено им от астрального тела. В последнем находятся прообразы, по которым эфирное тело дает физическому его облик.

Когда человек погружается в сон, то изменяется связь между его членами. Во время бодрствования прообразы для эфирного тела не действуют в полную свою силу, так как астральное тело совершает свою работу в пределах физического тела; во сне оно работает над ним извне.

Как физическое тело нуждается, например, в средствах питания из внешнего мира, с которым оно однородно, так нечто подобное имеет место и для тела астрального. Отделите палец от руки, и он не сможет остаться пальцем. Он засохнет. Как физическое тело включено в физический мир, к которому оно принадлежит, так и астральное тело принадлежит к своему миру. Но бодрствование вырывает его из этого мира.

При пробуждении физическое тело и эфирное тело впитывают астральное тело в себя. Они наполняются им. Они содержат органы, посредством которых оно воспринимает внешний мир. Астральное тело, чтобы прийти к этому восприятию, должно выделиться из своего мира. Но только из этого своего мира может оно получить прообразы, необходимые для эфирного тела.

Во время сна астральное тело живет вне физического и эфирного тела во вселенной, в той самой вселенной, из которой родился весь человек. В этой вселенной источник образов, благодаря которым человек получает свой облик. Он гармонически включен в эту вселенную. И при пробуждении астральное тело приносит с собою столько силы, что на некоторое время может снова отказаться от пребывания в этой гармонии.

В то время, как человек, как физическое существо, есть член Земли, его астральное тело принадлежит мирам, в которые включены кроме нашей планеты и иные мировые тела. Таким образом, во время сна, астральное тело вступает в мир, к которому принадлежат иные миры, чем наша Земля.

Промежуточное состояние между бодрствованием и сном есть состояние сновидения. В своей сновидческой жизни человек освобожден от закона бодрствующего сознания, которое приковывает его к чувственному восприятию и к законам его способности суждения.

Во время сна без сновидений астральное тело выделяется из эфирного и физического тела. Во время же сновидения оно отделено от физического тела, но с эфирным телом поддерживает некоторую связь.

Произвольное же и часто нелепое в образах сновидений возникает оттого, что астральное тело, вследствие своей отделенности от органов чувств физического тела, не может связать свои образы с соответствующими предметами и событиями внешней среды.


СМЕРТЬ.

Со смертью наступает изменение во взаимной связи между членами человеческого существа. Для эфирного тела наступает состояние, в котором оно не находилось прежде в период между рождением и смертью, если не считать некоторых особенных случаев. Оно становится соединено со своим астральным телом без участия физического тела.

По наступлении смерти эфирное тело отделяется от астрального не сразу. Продолжительность связи этих тел для различных людей разная и измеряется днями. При этом человек пребывает в таком состоянии, в котором может воспринимать переживания своего астрального тела. Это первое переживание человека после смерти. Он воспринимает жизнь между рождением и смертью в виде обширной, исполненной жизни панорамы.

Для души не пропадает ничто из того, что производит на нее впечатления в жизни. Совершенство восприятия исчезает по мере того, как эфирное тело теряет форму, которая похожа на физическое тело. Это является причиной отделения астрального тела от эфирного.

В течение жизни между рождением и смертью отделение эфирного тела от физического происходит в исключительных случаях:
- часть эфирного тела отделяется при травмах и онемениях,
- при смертельном испуге, когда за миг жизнь встает перед душой как большая картина воспоминаний (эфирное связано с астральным).
Ежели вследствие испуга ослабляется связь эфирного и астрального тел, то описанного переживания не бывает, ибо тогда наступает полная бессознательность, как во время сна без сновидений.

После отделения от эфирного тела в астральном теле остается все то, что оно, благодаря собственной деятельности, сделало своим достоянием во время своего пребывания в физическом теле. "Я" до известной степени выработало Самодуха, Жизнедуха и Духочеловека.

"Я" есть именно та сущность, которая не нуждается для своего восприятия во внешних органах. "Я" между рождением и смертью приковано к физическому телу. Вследствие этого "Я" обращено в своем восприятии на внешний чувственный мир и не может поэтому получать откровений духовного в его непосредственном облике.

Если бы "Я" не имело иных желаний и вожделений, кроме тех, что исходят из его собственной духовной сущности, оно могло бы с наступлением смерти почерпнуть полное удовлетворение из духовного мира, в который оно перешло. Но жизнь дала ему и иные вожделения. Она зажгла в нем жажду наслаждений, которые могут быть удовлетворены только с помощью физических органов.

Удовлетворение, доставляемое голодному существу принятием пищи, есть откровение духа. Ибо через пищу физическое и духовное в известной степени не могло бы развиваться. Но "Я" может стремиться к вкусной пище совершенно независимо от услуги, которая оказывается духу через принятие пищи. Благодаря этому зарождаются те желания, которые никогда не появились бы в чувственном мире, если бы в него не было включено человеческое "Я". Но такие желания не исходят из духовной сущности "Я".

Чувственный мир есть откровение скрытого за ним духовного. "Я" лишает себя истинной духовной действительности в мире, поскольку жаждет чего-нибудь от чувственного мира, когда при этом молчит духовное. Если чувственное наслаждение, как выражение духа, означает возвышение и развитие "Я", то наслаждение, не являющееся таким выражением, означает обеднение, оскуднение "Я".

Поскольку "Я" породило эти желания, не служа этим духу, после смерти они остаются и ждут удовлетворения. Жгучую жажду, которая служит для сравнения с состоянием "Я" после смерти, следует, конечно, мыслить возросшей до бесконечности и представить себя распространенной на все имеющиеся еще вожделения, для которых отсутствует всякая возможность удовлетворения.

Как только "Я лишается физических органов и благодаря этому может воспринимать духовное, его желания и вожделения воспринимаются как действительные искаженные и безобразные образы. Поэтому мир очистительного огня населен существами, вид которых для духовного взора ужасен и причиняет страдание. И разрушительные силы этих существ безмерно превышают всю ярость разрушения, встречающуюся в чувственно воспринимаемом животном мире.

До самой смерти это разрушающее действие не бывает зримо для "Я". И человек совсем не замечает, что он сам себя окутывает "пожирающим огнем". Только после смерти то, что окружает его уже и при жизни, становится видимым.

Как предмет охватывается огнем и сгорает, так распадается и разрушается после смерти описанный мир вожделений. Все желания и вожделения, которые после смерти охватываются "пожирающим огнем", в высшем смысле представляют собой не благодетельные, а разрушительные силы жизни. Через эти силы "Я" устанавливает с чувственным миром более крепкую связь, чем это необходимо для восприятия из него всего того, что ему надлежит принять.

В действительности "Я" вредит не только другим, но и самому себе, удовлетворяя такие вожделения, только этот вред, наносимый самому себе, остается для него при жизни невидимым.

Следующее состояние "Я" заключается в том, чтобы освободится от этого притяжения, связывающего с внешним миром. В нем должны быть уничтожены все желания, порожденные им внутри тела и не имеющие права на существование в духовном мире.

Во время очищения человек живет некоторым образом в обратном направлении. Он начинает с событий, непосредственно предшествующих смерти, и в обратном порядке еще раз переживает все вплоть до детства. И перед его взором духовно проходит все, что во время жизни исходило не из духовной природы его "Я".

Лишь когда человек доходит до момента своего рождения, он вступает в новую ступень бытия. Он сбрасывает ту часть астрального тела, которая может жить лишь в сознании внешнего физического мира.

После очищения для "Я" как бы изнутри изливается целый мир, доходящий до сознания. В сущности, это откровение духовного мира наступает тотчас же по отложению эфирного тела, но только перед ним, как затемняющее облако, расстилается мир вожделений, еще обращенный во внешний мир.


ЭКСТРАКТ.

Непреходящее достояние "Я" это то, как если бы из всех переживаний и познаний, которые человек имел между рождением и смертью, был сделан экстракт. Это духовный итог жизни, плод ее, который раскрывается через внешние чувства. Но без жизни в чувственном мире он не мог бы состояться.

Все существа в духовном окружении "Я" находят свое выражение в сияющем красками мире. Эти существа духовного мира действуют отныне совместно с тем, что человек принес с собою как плод из прошлой жизни и что теперь становится зачатком для нового созидания.

Спустя известное время вокруг "Я" слагается астральное тело, которое снова может жить в таком эфирном и физическом теле, какие присуще человеку между рождением и смертью. Человек может снова пройти через рождение и появиться в новом земном бытии, включившем в себя плод прежней жизни.

Перед новом вступлении в физическую жизнь, как с наступлением смерти перед человеческим "Я" вставала своего рода картина воспоминаний, так теперь возникает прозрение в наступающую жизнь.  Так прошлая жизнь действует определяющим образом на новую. Поступки, совершаемые в этой новой жизни, обусловлены в некотором роде поступками прошлой жизни. Это закон судьбы.

После смерти человек занят не только самим собой, не одной только подготовкой к своему новому земному существованию. Он бывает призван тогда к духовной работе над внешним миром, как во время жизни между рождением и смертью он призван к работе физической. Люди так преобразуют Землю, что условия жизни на ней соответствуют тому, что развилось в них самих.

То, что создается духовными существами в физическом мире, продолжает существовать в мире духовном. Друзья, тесно связанные между собою в жизни, остаются вместе и в стране духов и по отложение тел общение их становится еще более тесным, чем в физическом мире. И узы, заключенные между двумя людьми, приводят их к встрече и в новой жизни.

Горный цветок не растет в долине. В его природе заложено нечто, что приводит его в горную местность. Точно также и в человеке должно существовать нечто такое, что заставляет его родиться в известной среде и с известными способностями. Причинами, лежащими только в физическом мире, этого объяснить нельзя.

Человек являет черты своих предков, ибо та духовно-душевная сущность, которая вступает через рождение в физическое бытие, заимствует свою телесность у того, что дает ему наследственность. Существо несет на себе особенности той среды, в которую оно погрузилось.

Конечно, такое чисто внутреннее доказательство духовной причинности каждый может получить только сам в своей внутренней жизни. Но кто приобрел его, тот уже едва ли может сомневаться. Признавая единственно только жизнь между рождением и смертью, человек отдается во власть призрачного.


Домой

Рудольф Штейнер      Сущность человечества

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz