Домой

Рудольф Штейнер

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ОЧЕРК ТАЙНОВЕДЕНИЯ.  Сущность человечества.  Тело.  Душа.  Дух.

   Я вполне сознательно стремился дать не "популярное" изложение, которое неизбежно требует напряжения мысли для того, чтобы вникнуть в содержание. Этим я придал своим книгам такой характер, что чтение их уже является началом духовного обучения. Ибо спокойное, осознанное напряжение мысли, которого требует это чтение, укрепляет душевные силы и делает их поэтому способными приблизится к духовному миру.


Сущность человечества

Очерк тайноведения

Выдержки

ТЕЛО.

При рассмотрении человека с точки зрения духовного познания тотчас же вступает в силу все, что относится к этой науке вообще. Она основана на признании "явной тайны" в самом существе человека.

Внешним чувствам и рассудку доступна только часть того, что раскрывается сверхчувственному познанию как совокупное существо человека. Эта часть есть физическое тело.

Физическое тело есть то, в чем человек тождественен минеральному бытию. Со смертью для этого физического тела наступает распад. Мы вправе сказать, что в физическом теле человека действуют те же вещества и силы, что и в минерале, но их деятельность во время жизни подчинена более высокому служению.

Материалистический образ мышления пришел к тому, что не видит в живом теле ничего иного, кроме сочетания физических веществ и сил, какое встречается и в так называемом безжизненном теле, в минерале. Но только в живом это сочетание сложнее, чем в безжизненном.

В человеке следует резко отделять видимое от скрытого. Ибо во время жизни скрытое принуждено вести постоянную борьбу против веществ и сил минерального бытия в физическом теле. Когда эта борьба прекращается, начинается действие одних лишь минеральных сил. То, что во время жизни препятствует физическим веществам и силам идти своими путями, ведущими к разложению физического тела, можно назвать жизненным телом или эфирным телом.

Эфирное тело есть второй член человеческого существа. Можно сказать, что эфирное тело всюду пронизывает физическое тело и является своего рода его строителем. Это эфирное тело человек имеет общим с растительным миром так же, как с миром минеральным он имеет общим тело физическое. Все живое имеет свое эфирное тело.

Все человеческое творчество, поскольку дело идет о видимом, основано на деятельности в бодрствующем состоянии. Деятельность и мышление прекращаются во время сна, всякое горе, всякая радость исчезают для сознания жизни. Точно так же при пробуждении человека, из скрытых, таинственных источников поднимаются сознательные силы из бессознательного сна. То, что заново пробуждает жизнь из состояния бессознательности, в смысле сверхчувственного познания и есть третий член человеческого существа. Его называют астральным телом.

Как физическое тело не может сохранить своей формы при помощи одних только находящихся в нем минеральных веществ и сил, но должно быть пронизано для этого эфирным телом, так и силы эфирного тела не могут сами озарить себя светом сознания.

Между бодрственными переживаниями человека есть существенные различия. У животного всегда можно было бы установить - где, вне тела или в теле находится побуждение к поступку, к ощущению. Человек же может порождать желания и страсти, для возникновения которых нет достаточного повода ни внутри, ни вне его тела. Все, что входит в эту область, надо отнести к особому источнику - "Я" человека.

Если бы астральное тело было предоставлено самому себе, в нем протекали бы радость и боль, чувства голода и жажды; но тогда при этом не возникали бы ощущения, что во всем этом есть нечто пребывающее. С восприятием чего-то длящегося, пребывающего в смене внутренних переживаний, начинается пробуждение чувства "Я".

Как физическое тело разлагается, если его не сдерживает тело эфирное, как эфирное тело погружается в бессознательность, если его не просветляет тело астральное, так астральное тело должно все снова и снова предавать прошлое забвению, если "Я" не спасет этого прошлого, перенеся его в настоящее. Можно сказать: эфирному телу присуща жизнь, астральному телу - сознание, а "Я" присуще воспоминание.

 Тело  Сознание  Назначение
 Физическое  Минеральное  Совокупное вместилище человека
 Эфирное  Растительное  Энергия и поддержание жизни
 Астральное  Животное  Сознание окружающего мира
 "Я"  Человек  Память   Рассудок

Астральное тело делает внешнее впечатление от предмета сознательным. Если "Я" не примет в себя этого знания и не сделает его своим достоянием, такое знание о предмете будет до тех пор, пока предмет будет налицо. Здесь сверхчувственное исследование разделяет телесное от душевного.


ДУША.

Когда имеют ввиду возникновение знания о находящемся перед нами предмете, говорят об астральном теле. А то, что дает знанию длительность, обозначают как душу. Из сказанного видно, как тесно связано в человеке астральное тело с той частью души, которая сообщает знанию длительность. Это соединение можно назвать "душевным телом" или душой ощущающей.

"Я" поднимается на более высокую ступень своего существа, когда оно направляет свою деятельность на то знание о предметах, которое оно сделало своим достоянием. Эта та деятельность, через которую "Я" все более освобождается от предметов восприятия, чтобы работать в своей собственной области. Ту часть души, которой присуща эта деятельность, можно обозначить как душу рассудочную.

Как душе ощущающей, так и душе рассудочной свойственно работать над тем, что они получают через впечатления от воспринятых внешними чувствами предметов и что они от них сохраняют в воспоминании. Здесь душа всецело отдается тому, что является для нее внешним. Однако душа может выйти за пределы всего этого.

Во всей совокупности слов языка есть только одно единственное имя, которое по своей сущности отличается от всех других имен. Это есть имя "Я". Имя "Я" никогда не может извне достигнуть слуха человека, как его обозначение; только само существо может применить его к себе. Этот факт есть внешнее выражение глубоко значительной истины.

Подлинная сущность "Я" независима от всего внешнего. Здесь - "сокровенная святыня" души. Только существо, с которым душа однородна, может проникнуть сюда. Бог, обитающий в человеке, говорит, когда душа познает себя как "Я".

Как душа ощущающая и душа рассудочная живут во внешнем мире, так третий член души погружается в Божественное, когда душа достигает восприятия своей собственной сущности. Тайноведение вовсе не говорит, будто "Я" есть Бог, но только, что оно одинакового рода и существа с Божественным. Разве кто-нибудь утверждает, что капля воды, взятая из моря, есть само море, когда он говорит, что капля - той же сущности и того же состава, как и море?

Через этот третий член своей души человек приобретает внутреннее знание о самом себе, как через астральное тело он получает знание о внешнем мире. Эту часть души можно назвать душой сознательной.

 Душа  Назначение
 Ощущающая  Опыт и знания о мире
 Рассудочная "Я"  Работа с впечатлениями, ощущениями, знаниями
 Сознательная  Знание о самом себе

"Я" может быть воспринята душой сознательной не иначе, как через известную внутреннюю деятельность. Это восприятие имеет для человека совершенно иное значение, чем наблюдение всего того, что доходит до него через три телесных члена и через два других члена души.


ДУХ.

Дух есть сокрытое во всем явном. Если человек хочет охватить дух во всем явном, он должен распространить на видимый мир ту деятельность, которая привела его к восприятию собственного "Я".

Ближайшим делом каждого является овладение тем, что сокрыто в низших членах его души. И это происходит благодаря исходящей из "Я" работы человека над своей душой, хочет он того или нет, сознает он этот факт или нет.

Эта работа ведет к более высоким ступеням человеческого существа. Человек может не только сделаться господином над душой, так что она начинает выявлять из видимого сокрытое, но может также и расширить эту работу.

Человек может распространить эту работу на свое астральное тело. Это астральное тело, завоеванное "Я" и преображенное им, может быть в тайноведении названо Самодухом (восточное "Манас").

В Самодухе мы имеем перед собой более высокий член человеческого существа, который находится в нем как бы в зачаточном состоянии и все более выявляется по мере работы над самим собой.

Как человек овладевает своим астральным телом, проникая к скрытым за ними силами, так в течение развития происходит это и по отношению к эфирному телу. Но работа над эфирным телом более интенсивна, нежели над телом астральным, ибо то, что скрывается в эфирном теле, облачено в два покрова, а сокровенное астрального - только в один.

"Я" работает над астральным телом не когда человек просто отдается наслаждению и страданию, радости и горю, а когда изменяются особенности этих душевных свойств.

Когда "Я" работает с эфирным телом, то направляет свою деятельность на изменение свойств его характера, темперамента и т.д. Наиболее сильные импульсы, ведущие в обыкновенной жизни к этому изменению, суть религиозные импульсы.

Религиозные ощущения налагают на все мышление, чувствование и волнение печать чего-то единого. Они как бы проливают единый, общий свет на всю душевную жизнь. Благодаря этому религиозное исповедание имеет определяющее значение в душевной жизни; его влияния с течением времени все больше усиливаются, ибо их действие постоянно повторяется.

Сходным образом действует на человека истинное искусство. Когда он через внешнюю форму, через цвет и звук художественного произведения проникает воображением и чувством в духовные основы этого произведения, то импульсы, которые таким путем получает "Я", действуют на самом деле вплоть до эфирного тела.

В человеческой жизни существует много таких влияний, которые не столь очевидны для наблюдающего взгляда. Исходя из этого уже видно, что в человеке сокрыт и второй член духа - Жизнедух  (восточное "Будхи").

Интеллектуальное развитие человека, его очищение и облагораживание чувств и проявлений воли являются мерилом превращения астрального тела в Самодух; его религиозные переживания и многие опытные знания запечатлеваются в эфирном теле и превращают его в Жизнедух.

Посвящение человека заключается в том, что ему через сверхчувственное познание указываются средства, с помощью которых он может вполне сознательно овладеть этой работой в Самодухе и Жизнедухе. Дух принадлежит вечному в человеке - в противоположность преходящему телу.

Деятельность "Я" простирается также и на физическое тело. То, что в физическом теле является как грубоматериальное, есть только видимое в нем. За этим видимым лежат скрытые силы его существа. Они духовного рода.

Некоторый налет влияния "Я" на физическое тело можно видеть в том, когда человек благодаря известным переживаниям, например, краснеет или бледнеет. Здесь "Я" на самом деле обуславливает процессы в физическом теле.

В обыкновенной жизни работа "Я" над физическим телом может доходить до сознания человека лишь с очень незначительной ясностью. Эта ясность достигается, когда под влиянием тайноведения человек сознательно берется за работу. Тогда выясняется, что в человеке существует еще и третий духовный член - Духочеловек (восточное "Атма").

 Дух  Назначение
 Самодух  Интеллектуальное развитие, облагораживание чувств.
 Жизнедух  Изменение свойств характера
 Духочеловек  Обретение целостности

Так как физическое тело скрывает под тремя покровами действующего в нем духа, необходима человеческая работа наивысшего порядка, чтобы соединить "Я" с тем, что является сокрытым духом этого тела.

Семь частей человека:

   Дух  Душа  Тело
 1  Духочеловек    
 2  Жизнедух    
 3  Самодух  Душа сознательная  
 4    Душа рассудочная  "Я"  
 5    Душа ощущающая  Астральное тело
 6      Эфирное тело
 7      Физическое тело

Душа ощущающая и Астральное тело связаны между собой и в известном отношении составляют одно целое. Подобным же образом составляет одно целое Душа сознательная и Самодух. Ибо в душе сознательной вспыхивает дух и из нее он пронизывает светом других членов человеческой природы.


Домой

Рудольф Штейнер      Сущность человечества

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz