Домой

Сатпрем

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ.
Вечный закон.  Безмолвие разума.  Переходный период.  Снисхождение силы.  Выход в новый способ познания.

   Несколько слов о Сатпреме.  Родился в Париже в 1923г. Детство провел в Бретани, посвящая все свободное время путешествиям под парусами вдоль побережья. Во время Второй мировой войны стал участником французского Сопротивления, был схвачен гестапо и заключен в концлагерь. В то время ему было 20 лет. Пробыл 1,5 года в Бухенвальде и Маутхаузене. В 1945г. был освобожден. В той атмосфере "непрерывного сплошного ужаса" ему открылись "бескрайние внутренние просторы" и "сила, которая помогла выстоять".
   Не ощущая никакой реальности во всем, что окружало его в послевоенной жизни, не видя никакого смысла ни в семье, ни в карьере, ни в бизнесе, он отправляется путешествовать. Сначала в Египет, а затем в Индию, где впервые увидел Шри Ауробиндо. "...И я увидел ЕГО! Это было живое СУЩЕСТВО, БЫТИЕ! Никого, ему подобного я не встречал на земле. ОНО воплощало в своем взгляде то, что я ощущал, плавая по бескрайним морским просторам... Вся эта безбрежность - в одном-единственном существе... Это было подобно тому, как если бы я вдруг узнал, определил, увидел свое место, где я мог дышать, место, откуда я пришел, - я пребывал там..."
   Но Сатпрем не остался в ашраме Ауробиндо, поскольку любые стены казались ему тюрьмой. Он уезжает в Южную Америку, проводит целый год в джунглях Гвианы. Затем отправляется в Бразилию, а оттуда в Африку. В 1953г. он вернулся в Индию и стал бродячим монахом. Встреча с Матерью, распространяющей идеи Шри Ауробиндо, в корне изменила его жизнь: "Мать покорила меня", - вспоминает он. И Сатпрем полностью отдает себя служению Матери. Это она дала ему имя Сатпрем, что означает "тот, кто умеет истинно любить".


Мать

 

Ауробиндо

Круг вопросов, которые решает Шри Ауробиндо, необычайно широк и их можно формулировать по разному, но важно то, что решает он их практически. Поэтому буквально каждое его слово - плод действия, испытанного, пережитого им.
- Сатпрем -

Я никогда не был философом, а тем более религиозным. Открыть путь, который все еще завален - вот моя концепция.
- Шри Ауробиндо -


Выдержки

Шри Ауробиндо или Путешествие сознания

Сатпрем

Вечный закон.

Индия - мир такой же неопределимый, как и ее "индуизм", который фактически не существует, потому что индуизм - это не вера, это выдумка Запада. Индусы говорят только о "вечном законе", санатана дхарма, который они не считают своей монополией. Индия, так изобилующая богами, является в то же время страной монолитной веры в Единство.

То, что кажется человеку Запада самой важной частью религии - а именно структура, которая отличает ее от всех других религий, для индуса является самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия с тем, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке.

Существует так много путей постижения Бога, что лучше отказаться от догм, иначе мы все уничтожим. Самопознание требует аскетизма, методичного, упорного. Наши знания о человеке находятся еще на эмбриональном уровне. К изучению внутреннего мира мы должны приложить всю искренность, тщательность и настойчивость. Мы должны полностью посвятить себя пути. Но для начала должны избавиться от своих предубеждений.

Человек всегда взваливает на себя бесконечную ношу прошлого и сгибается все больше и больше под тяжестью бесполезных накоплений. Как только вы прошли какую-то стадию, оставьте ее, позвольте ей уйти! И идите дальше!
Наш настоящий враг - это не какая-то внешняя сила, но наша вопиющая слабость, трусость, тупая сентиментальность.

Принимая какую-либо истину умом, всегда держи его открытым для ее противоположности.

Безмолвие разума.

Первым этапом в йоге Ауробиндо - установление безмолвия в разуме. Если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий.

Мы есть сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями. Вокруг этой первичной структуры все более плотными слоями непрестанно наращивается то, что мы называем культурой или нашим "я". Мы постоянно повторяем самих себя, "замуровываем" в непроницаемую конструкцию.

Необходимо разрушить эту ментальную завесу, которая пропускает лишь один вид вибраций и увидеть мир таким, какой он есть в действительности. Каждый должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски, тем быстрее придет успех.

Практиковать успокоение ума лучше там, где это кажется труднее всего: на улице, в транспорте, на работе - везде, работать над собой каждую минуту. И тогда жизнь становится удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельство становится возможностью для победы - мы сосредоточены, мы куда-то идем вместо того, чтобы идти в никуда.

Переходный период.

Основная трудность переходного периода - это внутренняя пустота. Мы становимся чрезвычайно чувствительными - весь мир представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала погружения внутрь.

Продолжая наши нисхождения, мы можем даже погружаться в кратковременный сон. Это не обычный сон - мы лишь переходим в другое сознание, но пока еще нет связи между ним и нашим обычным сознанием. Такое состояние может привести к своего рода нигилизму. Здесь мы должны быть осторожными, чтобы не стать пленниками иной конструкции, обладающей ложной глубиной и несущей в себе абсурдность, скептицизм, даже какую-то мятежность.

Ищущий должен понять, что он рождается для другой жизни, его новые органы чувств еще не сформировались и он подобен новорожденному.

Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить ее.
Мы должны иметь непоколебимую веру в то, что за этим переходом откроется дверь. Вера - эта интуиция, которая не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту.

Нисхождение силы.

Мало-помалу пустота заполняется. Появляется целый ряд наблюдений и переживаний значительной важности. С того момента, как мы покидаем старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и прежде всего не бывает двух одинаковых случаев - нам открывается ложь всех духовных догматов.

Когда в уме довольно прочно установились безмолвие или покой, мы наблюдаем феномен - ощущаем в затылке какое-то необычное давление (в виде головной боли). Постепенно это давление обретает более конкретную форму и мы начинаем чувствовать нисходящий ток силы, подобный текучей массе.

Это "давление" вызвано нашим сопротивлением нисхождению этой силы. Нужно позволить ей низойти во все слои нашего существа. Вначале это нерегулярный, спазматический ток, и необходимо небольшое сознательное усилие, чтобы связаться с ним, когда он исчезает.

Потом поток становится непрерывным, естественным и возникает спонтанно, автоматически, принося приятное ощущение свежей энергии. Мы искренне недоумеваем, как мы могли жить без этого прежде.

Со временем мы обнаруживаем, что все вокруг становится голубым. Нас как будто проницает аквамариновый свет, неописуемая свежесть. В конечном итоге мы будем ощущать ее присутствие во всякое мгновение нашей жизни. Эта сила будет приобретать все большую интенсивность по мере того, как наше существо будет привыкать к ней.

Все йогические методы направлены на пробуждение восходящей силы. Они могут быть опасны и создать глубокие нарушения - здесь необходимо присутствие просветленного Учителя.

Выход в новый способ познания.

Йога в основном это не столько способ научиться, сколько способ отучиться от массы неизбежных на первый взгляд привычек, которые мы унаследовали от нашей животной эволюции.

По мере того, как ищущий развивает привычку совершать усилие везде - интенсивность его растет и уже само усилие может неожиданно притягивать внимание ищущего в любой его деятельности. Стоит ему ненадолго погрузиться в себя, как он обретает вибрацию молчания - в любое время, в течение секунды. В любое время он может обновить свои силы и расслабиться в самой гуще своих забот - в самом себе несет он нерушимое пристанище покоя.

Вскоре эта вибрация становится все более ощутимой и продолжительной и ищущий чувствует некое разделение в своем существе: безмолвную вибрирующую глубину где-то внутри и довольно тонкую поверхность, где разворачиваются его деятельность, мысли, жесты и слова. Он открывает в себе Свидетеля!

Работе освобождения оказывают помощь: а) переживание нисходящей силы, которая автоматически и неустанно приводит наше жилище в порядок, оказывает успокоительное давление на мятежный механизм; б) накопление тысяч все более ощутимых маленьких опытов, переживаний, которые дают нам понять, что мы можем прекрасно обходиться без ума.

Ум - это не орудие познания, а лишь организатор знания. Знание приходит из другого источника. Ошибки всегда являются результатом вторжения ментального процесса.

Когда ум спокоен, все - слова, речь, действие - приходят автоматически, с поразительной точностью и скоростью. Поистине это иной, более светлый способ существования.

Стена, разделяющая внутреннее и внешнее, становится все более тонкой. Ищущий, в отличие от обыкновенного человека, которого защищает его "толстая кожа", уже не имеет этой защиты - он получает мысли людей, их желания и страсти в их истинной форме, во всей наготе, такими, как они есть - в виде атак.

Не только "дурные мысли" или "злая воля " несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем добрые намерения, высокие чувства, альтруизм - в любом случае это эго, выпячивающее себя под видом нежности или насилия. Мы цивилизованы только на поверхности. Под нею в нас продолжает жить каннибал.

Космическая мудрость не допустит, чтобы такая прозрачность пришла без соответствующей защиты. Она дает возможность чувствовать и использовать эту силу.

Ищущий постепенно обнаруживает, что расстояние - это не преграда: никто не далек, никто не ушел, все находится вместе и происходит одновременно; он может отчетливо воспринять мысль далекого друга, чей-то гнев или страдание. Стоит только настроиться в безмолвии на что-то конкретное или на человека. Безмолвный ум приводит к "расширению сознания", которое становится способным получить любые необходимые знания.

Мы обнаруживаем, что не только чужие мысли приходят к нам извне, но и наши собственные мысли приходят извне. Это вибрации, которым человек приписывает соответствующую ментальную форму в себе самом.

Благодаря своему воспитанию и окружению человек привыкает выбирать из всеобщего Разума довольно узкий диапазон вибраций, которые близки ему. Чаще всего, человек постоянно будет воспринимать и воспроизводить все те же вибрационные тональности, облачая их, может быть, в новые формулировки.

Как только мы овладеваем безмолвием, мы становимся хозяевами ментального мира. Вместо того, чтобы быть вечно прикованным к одной и той же длине волны, мы теперь можем свободно двигаться по всему диапазону волн, принимая или отвергая их.

Когда ищущий оглядывается назад и видит то несложное ментальное построение, с которого он когда-то начинал, он недоумевает, как можно было жить в такой тюрьме. Он открывает, что все возможно; истинное препятствие заключается в самом убеждении, что что-то является трудным.

Он обнаруживает также, что разрешено вечное противоречие внутреннего и внешнего, что это противоречие не более, чем еще одна догма нашей ментальности. В действительности "внешнее" повсюду внутри! Мы находимся повсюду!

Ум, который достиг тишины, может начать действовать, причем интенсивно и мощно, но он сохранит при этом свою основу - неподвижность - ничего не создавая из себя, но получая Свыше и придавая этому ментальную форму, ничего не прибавляя от себя - тихо, бесстрастно, но с восторгом радования Истине, с блаженной силой и светом ее явления...


Домой

Сатпрем

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz