Домой

Сатпрем

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ.
Сознание.  Успокоение витального.

Сознание

Ментальное сознание - это диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания. Есть планы сознания выше и ниже человеческого; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания.

То, что мы называем несознанием, - это просто иное сознание... Сознание присутствует и в растении, и в металле, и в атоме, и в электричестве - в любом предмете физической природы.

В действительности сознание ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих "неживых" формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности. Поэтому задача начинающего - это становиться сознательным во всех отношениях, на всех уровнях своего существа; научиться быть сознательным в том, что люди называют "смертью", ибо и в смерти на шей мы будем обладать той же степенью сознательности, которую мы обрели в нашей жизни.

Нет ни одного движения нашего существа, ни на одном уровне, ни эмоции, ни желания, которое не было бы мгновенно схвачено умом и покрыто слоем мысли. Таково истинное назначение ума в эволюции: он помогает нам вывести на поверхность сознания все движения нашего существа, которые в противном случае остались бы в состоянии бесформенной бессознательной или сверхсознательной магмы.

Ум также помогает нам установить некое подобие порядка в этой анархии, объединяя все эти мелкие феодальные государства под своей верховной властью. Но поступая таким образом, разум скрывает от нас их истинный голос и функции - от верховной власти до тирании всего один шаг.

Внутри нас находится целый ряд вибрационных узлов, или центров сознания, каждому из которых соответствует один специфический тип вибрации. Ум - лишь один из этих центров, только одна форма со знания, хотя он и стремится занять первое место. Эти центры находятся не в нашем физическом теле. Имеется семь основных центров, распределенных в четырех зонах:

1. Сверхсознательное (сахасрара) - управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферам (озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным разумом и т.д.)

2. Разум (аджна, вишудха). Аджна управляет волей и динамикой нашей ментальной активности. Вишудха управляет всеми формами ментального выражения.

3. Витальное (анахата, манипура, свадхистана). Анахата - эмоциональная жизнь (любовь). Манипура - импульсы власти, честолюбие. Свдхистана - ревность, зависть, вожделение, жадность, гнев.

4. Физическое и подсознательное (муладхара) управляет физическим существом и сексуальными импульсами. Открыт низшим регионам подсознательного.

У нормального человека эти центры мало активны. В действительности человек замурован внутри самого себя, он не может общаться с миром непосредственно и это общение ограничено довольно узким кругом. По сути дела, он не видит других людей или предметы, но видит себя в других, себя в предметах - везде только себя.

Когда ищущий овладевает своими центрами, он действительно начинает видеть объекты, существа, весь мир и самого себя таким, каковы они есть, ибо они воспринимают уже не внешние признаки, не сомнительные слова и жесты - всю эту мимикрию замурованного в себя человека и обманчивую внешность предметов - но чистые вибрации на каждом уровне в каждом предмете и каждом существе, которые ни что не может замаскировать.

Развиваясь дальше, мы обнаружим, что не только ментальные вибрации приходят извне. ВСЕ приходит извне: вибрации желания, радости, воли и т.д. Все наше существо сверху донизу - это воспринимающая станция. Поистине, это не мы думаем, изъявляем волю или действуем, но мысль, воля, побуждение и действие являются в нас.

Всеобщая Природа откладывает в нас определенные привычки, движения, характер, способности, тенденции - и это то, что мы обычно называем самим собой. Видимость стабильности создается постоянным повторением и возвращением одних и тех же вибраций и образований, которые мы присваиваем себе автоматически, бессознательно и непрестанно.

В действительности все находится в состоянии постоянного движения, все приходит к нам из разума более широкого, чем наш - из всеобщего. Мы - маленькое фронтальное существо, которое окружено и приводится в движение целой иерархией миров, лестницей планов сознания, которые размещаются по порядку от чистого Духа до Материи, и каждый из которых связан с одним из наших центров.

Что же остается от нас самих во всем этом? По правде говоря, немного или все - в зависимости от того, какой уровень сознания мы имеем в виду.

Сознание нельзя найти в готовом виде - это нечто, что должно быть зажжено, как огонь. В благословенные минуты нашей жизни мы чувствуем в нашем существе некое тепло, какие-то внутренние волны и живую силу, как внутренне пламя, которое невозможно описать словами.

Ищущий открывает во вновь обретенной прозрачности своей природы нечто подобное новой молодости, новый толчок в более высокое, свободное состояние. Эта сила движется в нем как жидкость, имеет массу и различную интенсивность. Эта внутренняя сила обретает ярко выраженную индивидуальность, растет как ребенок, концентрируется в различных точках существа. Именно она является странником миров, исследователем планов сознания; связует наши различные способы существования от бодрствования до сна и смерти.

Иными словами, мы открыли сознание. Мы освободили то, что в обычном человеке постоянно рассеяно и смешано с другими вещами и увязает в многообразной деятельности его ума и чувств. Ибо сознание - это не способ мышления или чувствования, но способ входить в контакт с мириадами планов существования - видимыми и невидимыми.

Сознание - это сила. Все силы - сознательны. Всеобщая Сила - это всеобщее Сознание. Материя и Энергия взаимозаменяемы: Е=mc2. Материя - это сгущенная энергия.

Все вокруг - это Сознание. История нашей земной эволюции - это медленное превращение Силы в Сознание или, точнее, медленное вспоминание Сознанием, погруженным в свою Силу, самого себя.

Весь эволюционный прогресс в конечном счете измеряется способностью отделять и освобождать элемент сознания от его элемента силы - это то, что понимается под "индивидуализацией сознания".

По мере того, как Сила вновь обретает свое Сознание,- Сознание вновь обретает господство над своей Силой и над всеми силами. Быть сознательным - значит обладать Силой. Сознание может воздействовать на Материю и трансформировать ее.

Сознание - это не только сила, не только бытие, но и радость, Ананда - Сознание-Радость, Чит-Ананда. Когда сознание освобождается, мы открываем радость.

Это - чистое сознание, чистая сила, чистая радость не имеет ни начала ни конца, ни причины и находится везде, в предметах и существах и является их скрытой причиной роста и скрытой потребностью расти. Ей ничего не нужно для существования, она есть, подобная скале, незыблемой во времени и в пространстве, подобная улыбке, спрятанной по ту сторону вещей. В ней - вся Загадка вселенной. В ней - все, что существует.

Сат-Чит-Ананда, Существование - Сознание - Блаженство, вечная троица, которая есть вселенная и которая есть мы, тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии...

Успокоение витального.

В нашем существе есть одна область, которая является источником как больших трудностей, так и большой энергии. Она стремится исказить все, что приходит извне или свыше, стараясь засосать сознание на свой уровень мелких занятий и интересов. Этот регион, расположенный между сердцем и витальным центром, Ауробиндо называет витальным.

Витальное само по себе - сила, совершенно независимая от наших рассуждений и моральных позиций. Если мы пытаемся подавить эту силу чрезмерной дисциплиной, то достаточно малейшей трещины, чтобы выразить открытое восстание, - а она знает, как отомстить за себя. Если мы обладаем силой воли, достаточной для того, чтобы навязать ей наши правила, мы иссушим эту силу жизни в нас. И мы обнаружим, что очистились не только от зла, но и от дара жизни - мы станем бесцветными и лишенными аромата.

Поэтому мы должны подчинить наше существо не моральной и радикальной дисциплине, но дисциплине духовной и всеохватывающей, которая считается с каждой частью нашей природы, освобождая от присущей ей мешанины; ибо на самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь смешения. Нам следует попытаться отделить эту жизненную энергию от ее смешанных состояний, но не отделив себя при этом от жизни.

Наше внутренне безмолвие обладает силой. Если вместо того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, мы сохраним абсолютную внутреннюю неподвижность, то увидим, что эта неподвижность растворяет вибрацию. Вибрации любого порядка заразительны и от нас зависит, примем ли мы раздражение или нет. Психические вибрации так привыкли входить прямо в нас - ибо они чувствуют себя там, как дома, - и имеют такое сильное притяжение, что мы даже не чувствуем, как они приходят - процесс их присваивания и отождествления с нами действует почти мгновенно.

Наша практика безмолвия создаст некоторую прозрачность, что позволит нам видеть, как вибрации приходят, останавливать их и отвергать. Со временем они постепенно теряют свою силу и в конце концов оставляют нас в покое. Мы разрываем связь между ними и собой.

До тех пор, пока мы в невежестве своем ложным образом отождествляем себя с витальными вибрациями, мы не можем надеяться на то, чтобы что-либо изменить в своей природе. Человеческую природу можно изменить. Все есть игра сил или вибраций, которая своей повторяемостью создает иллюзию "естественной" необходимости.

Проблему витального не решить витальной борьбой с ним - это лишь истощает наши силы, но не уничтожает существования витального во вселенной. Когда вы достигаете покоя, - очищение витального становится легким делом.

Есть еще один вид вибраций, который отличается от других своей внезапностью и неистовством. Это в высшей степени сознательные силы ("враждебные силы"). Можно легко заметить первый признак их появления: омрачается радость, сознание, все облачается в трагическую атмосферу.

Обычно эти силы стремятся прежде всего толкнуть нас на внезапные, крайние и необратимые решения с тем, чтобы увести нас как можно дальше с пути. Они с поразительной изобретательностью пытаются разрушить основные принципы, которыми мы руководствуемся в наших поисках, чтобы доказать, что мы обманываем себя и наши усилия ни к чему не приведут.

Пока мы бредем общим стадом, жизнь бывает относительно проста. Но как только мы хотим покинуть общую колею, восстают тысячи сил, вдруг очень заинтересованных в том, чтобы мы вели себя "как все", - мы воочию убеждаемся, как хорошо организовано наше заключение.

Кроме того, мы узнаем, что можем пасть лишь так низко, как высоко можем подняться. Наша добродетель - это претенциозная нечистота. Лишь те, кто никогда не выходил за пределы фронтальной личности, могут еще лелеять какие-то иллюзии по поводу самих себя.

Какие только демонические названия не давались этим силам, как будто единственная их задача - осудить, провалить идущего и доставлять хлопоты порядочным людям. Эти силы являются таковыми лишь для нашего маленького мгновенного сознания. Более того, они имеют свое особое назначение.

Они всегда захватывают нас врасплох, когда мы не готовы, иначе они не смогли бы поколебать нас ни на секунду. Каждая из этих атак разоблачает один из множества наших добродетельных обманов, снимает жалкие покровы, которые мы набрасываем на вещи, чтобы не видеть их. Они делают это не случайно и не из беспричинной злобы, но для того, чтобы открыть нам глаза и заставить совершенствоваться.

Мы жалуемся на зло, осаждающее нас, бросающее нам вызов. Но не будь его - мы давным-давно схватили бы вечную Истину и превратили бы ее в замечательную аккуратную маленькую пошлость. Враг нужен, вне сомнений, миру, как нужен золоту пробный камень, чтобы убедиться в подлинности того, что мы делаем.

Мы падаем и поднимаемся вновь, с каждым шагом становясь все сильнее. Единственный грех - это прийти в отчаяние. Если мы хотим найти истинную силу жизни, нам нужно пересечь некий порог. Пока мы чувствуем необходимость отрекаться от чего бы то ни было, мы еще не готовы.

Все без исключения ощущения, из которых состоят фрагменты нашей фронтальной личности, двойственны, противоречивы по своей природе. Любое ощущение - это обратная сторона другого ощущения, в любой момент оно может превратиться в свою противоположность. Поверхностное витальное - это неисправимый шарлатан. Оно отличается своей способностью затуманивать все, принимать силу своих ощущений за силу истины.

Витальное стремится не помочь, а взять. Чувство грусти при измене друга, да и любая печаль - это верный признак вовлеченности нашего эго. Если бы мы по настоящему любили людей ради них самих, а не ради себя, то мы любили бы их при любых обстоятельствах - даже если бы они стали врагами.

Наши скорби и страдания на самом деле - это всегда признак смешения, а потому они ложны. Истинна одна только радость. Наша способность радоваться - мала, наша способность страдать - также мала, мы быстро становимся безразличными к самым ужасным бедствиям.

Сила Жизни не страдает, не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой - она просто есть, она течет, всеохватывающая и безмятежная. Ни что иное, как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших несчастий и вечной трагикомедии нашего существования. Но средством избавления от этого является не истощение витального, а его расширение; не отрекаться, но принимать все больше и больше, расширять свое сознание. Единственное, от чего нам нужно отречься - это от собственного невежества и ограниченности.

Переходный период требует времени. Та сомнительная игра поверхностного витального уже не может ввести ищущего в заблуждение, но в течение продолжительного времени у него еще сохраняется привычка отвечать на тысячи биологических и эмоциональных вибраций, вращающихся вокруг него. Любая усталость - это признак того, что мы снова захвачены поверхностной суетой.

Ищущему помогает нисходящая сила. Он замечает с неиссякаемым удивлением, что стоит ему сделать один маленький шаг вперед, как Помощь свыше делает десять шагов на встречу - как будто его ждали. Ищущий не подчиняется каким-то особо строгим или несущим массу запретов правилам, а следует позитивному стремлению своего существа.

Если бы мы только знали, какой это шаг вперед - оставить прежнюю точку зрения; как изменяется жизнь, когда человек движется от стадии замкнутых истин к стадии истин открытых и далее к истине, подобной самой жизни, истине слишком великой, чтобы уместиться в каком либо ограниченном взгляде на вещи.

За этим инфантильным, беспокойным, быстро истощающим свои силы витальным мы находим витальное спокойное и мощное - истинное витальное, которое содержит саму сущность Жизненной Силы, очищенную от сентиментальных и болезненных побочных продуктов.

Эта фундаментальная неподвижность не есть притупление нервов, как и ментальное безмолвие не является оцепенением мозга; это - основа для действия. Это - концентрированная сила, способная начать любую деятельность, противостоять любому, самому неистовому и продолжительному потрясению и при этом не потерять своего равновесия.

Работоспособность и физическая выносливость увеличиваются в десятки раз. Еда и сон перестают быть единственным и всеисчерпывающим источником обновления энергии.

Могут появиться и другие силы, но эти чудеса - результат метода. Скажем лишь, что если человек научится управлять некой вибрацией в себе самом, то он автоматически обретает способность управлять той же вибрацией везде в мире, где бы он ее ни встретил. Кроме того, в этой неподвижности установится еще одно свойство: отсутствие страдания и чувство постоянной радости.

Пока мы живем в нашей фронтальной личности, вибрации малы, слабы удары, невелики радости - нас защищает собственная малость. Но когда мы выходим во всеобщее Витальное, мы находим там силы гигантского всеобщего масштаба, которые движут миром; если мы не обладаем абсолютным спокойствием или внутренней неподвижностью, то будем попросту сметены. Это относится и ко всем планам развития.

Если ищущий пытается восходить слишком быстро, перескакивать некоторые ступени, не установив предварительно ясного и прочного основания, то он легко может взорваться, как паровой котел.

Когда мы овладеваем этой неподвижностью, то обнаруживаем, что можем довольно эффективно помогать другим. Ведь помощь другим не имеет ничего общего с эмоциями или милосердием - это вопрос силы, видения, радости.

Спокойствие - это очень положительное состояние; есть покой, который не является противоположностью борьбы - покой активный, заразительный и могущественный, который подчиняет и успокаивает, приводит все в порядок и каждой вещи отводит свое место...


Домой

Сатпрем

- 2 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz