Домой

Карлос Кастанеда

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ ВИДЯЩИЕ.  ВЫДЕРЖКА И ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ.

Передо мною стоял старик-индеец из племени яки. Его улыбка мне понравилась. Я попросил его рассказать мне о пейоте. И тут он поднял голову и взглянул мне в глаза. Это был жуткий, ужасающий взгляд, хотя в нем не было ни гнева, ни угрозы. И все же этот взгляд буквально пронзил меня насквозь. Я словно онемел... Взгляд дона Хуана подействовал на меня настолько оглушающе, что я на какое-то время утратил даже способность к сколько-нибудь связному мышлению...


Огонь изнутри

Древние и новые видящие

К.Кастанеда

   За много веков до того, как в Мексику пришли испанцы, - произнес дон Хуан, - здесь жили необыкновенные люди - видящие толтеки, люди знания - могучие маги, мрачные и скрытные. Им удалось разгадать тайны знания, с помощью которого они преследовали других людей и полностью подчиняли их своей воле. Первый шаг по пути знания толтеки сделали, поедая растения силы, из любопытства, от голода или по ошибке. Остальное было лишь вопросом времени. Рано или поздно кто-то из них занялся анализом своих ощущений. Я полагаю, что эти люди были чрезвычайно отважными людьми, но что они сильно ошибались.
- Дон Хуан, а что если все это - твои личные домыслы?
- Нет. Это не мои личные домыслы. Я - видящий. Когда я фокусирую силу своего видения на том далеком времени, я знаю в точности все, что когда происходило. Видение - это прямое знание. Ты знаешь то, что видишь, без тени сомнения. В данном случае мне доподлинно известно, что именно делали те люди, не только благодаря видению, но также и потому, что между нами существует тесная связь.
   Они занимались специфическим видами деятельности - целительством, колдовством, ритуальными танцами, гаданием, прорицаниями. Наиболее предприимчивые из них взялись за обучение видению других людей знания. И это стало началом их конца. С течением времени видящих становилось все больше и больше, но все они были одержимы тем, что видели, ибо то, что они видели, наполняло их благоговением и страхом. В конце концов их одержимость приобрела такие масштабы, что они перестали быть людьми знания. Их мастерство в искусстве видения стало необыкновенным, они были способны управлять всем, что находилось в тех странных мирах. Но все это не имело никакой практической ценности и подорвало силу этих людей. И когда на их землю пришли завоеватели, они оказались такими же беззащитными, как и все остальные, и были обречены.
   Однако среди видящих остались горсточка людей знания. Они ушли в подполье и принялись за серьезный пересмотр своих практических методов. Последовавшие за этим столетия порабощения обеспечили оставшимся видящим идеальные условия для дальнейшего совершенствования своего мастерства. Это может показаться довольно странным, но именно исключительная суровость и жестокость тех времен дали им импульс к выработке новых принципов - в объяснении тайны осознания.
   Всех видящих, как древних, так и новых, можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто стремится практиковать самообуздание и способен направить свою деятельность в русло достижения прагматических целей, несущих благо другим видящим и человеку вообще. Другая категория - это те, кому нет дела до самообуздания и достижения прагматических целей.
   Среди видящих принято считать, что тем, кто составляет вторую категорию, не удалось справиться с проблемой чувства собственной важности. Оно заставляет нас почти все время воображать себя умнее других или чувствовать себя кем-то оскорбленными или на кого-то обиженными. Для воина борьба с чувством важности - не принцип, а чисто стратегический вопрос. Лишившись чувства собственной важности, он становится неуязвимым.
   Тот, кто встал на путь знания, должен обладать огромным воображением. Безупречность есть не более чем правильное использование энергии. Все, что я говорю - продолжал дон Хуан, - к вопросам морали и нравственности не имеет ни малейшего отношения. Я обладаю энергией, и это делает меня неуязвимым. Чтобы понять это, тебе необходимо самому накопить достаточное количество энергии.
   Воин производит стратегическую инвентаризацию поведенческих шаблонов, которые не являются существенными с точки зрения выживания и благополучия. Чувство собственной важности фигурирует в качестве самого энергоемкого фактора. Одна из первейших забот воина - высвободить задействованную шаблонами энергию для того, чтобы использовать ее при встрече с неизвестным. Безупречность как раз и является тем, посредством чего осуществляется такое перераспределение энергии.
   Новые видящие времен Конкисты - великие мастера искусства сталкинга, выработали эффективную стратегию, состоящую из шести взаимодействующих между собой элементов. Пять из них называются атрибутами образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Шестой же элемент - наиболее, пожалуй, важный из всех - относится к внешнему миру и называется мелким тираном.
   Мелкий тиран - это мучитель, обладающий либо властью над жизнью и смертью воина, либо просто раздражающий его до безумия, - дон Хуан говорил это с лучезарной улыбкой. Во главу классификационного перечня тиранов новые видящие поставили То, что является основой ВСЕГО - первичный источник энергии. По сравнению с источником всего сущего самые могущественные и беспощадные тираны рода человеческого являются жалкими шутами и потому относятся к категории мелких тиранов - "пинчес тиранос".
   Постигнув человеческую природу, видящие того времени смогли прийти к неоспоримому заключению: если видящий способен добиться своего, имею дело с мелким тираном, то он определенно сможет без вреда для себя встретиться с неизвестным и даже выстоять в столкновении с непознаваемым. Ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми людьми, обладающими реальной властью и силой. Это - совершенный вызов. Только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого.
   Стратегию можно представить в виде игры со смертельным номером, в которой мелкий тиран подобен горному пику, а атрибуты образа жизни воина - альпинистам, которые должны встретиться на его вершине. Обычно в игре участвуют только четыре атрибута, которые относятся к сфере известного, где обитают мелкие тираны. По сути, в мелкого тирана человек превращается вследствие своего маниакального пристрастия к власти в широком смысле слова, то есть - к возможности быть правителем в сфере известного. Пятый атрибут воина - воля - всегда находится в запасе на случай, так сказать, рукопашной схватки, - продолжал дон Хуан. - Потому что воля принадлежит к иной сфере бытия.
   Идея использования мелкого тирана состоит не только в том, чтобы закалить дух воина, но также и в том, чтобы извлечь из этого максимум радости и удовольствия. Во времена Конкисты видящим доводилось иметь дело с настоящими чудовищами и они доказали себе, что можно наслаждаться столкновением даже с наигнуснейшим и жесточайшим из тиранов. При условии, разумеется, что ты - воин.
   Сталкиваясь с мелким тираном, у обычного человека нет стратегии, на которую он мог бы опереться. И самое слабое место обычного человека и тирана - слишком серьезное отношение к самому себе. Все свои действия и чувства, равно как и чувства мелкого тирана, обычный человек рассматривает как нечто предельно важное, нечто, имеющее решающее значение. Воин же не только обладает продуманной стратегией, но и свободен от чувства собственной важности, которое обуздано пониманием того, что реальность - всего лишь наша интерпретация мира.
- А случается ли так, что в схватке побеждает мелкий тиран? - спросил я.
- Сколько угодно. Последствия, конечно, сегодня не столь серьезные, как в те далекие времена. Очевидно, что в наше время у воина всегда имеется шанс восстановить силы и начать сначала. Но есть и другая сторона этой проблемы. Поражение, нанесенное крошечным тиранишкой, не смертельно, но опустошительно. И в переносном смысле уровень смертности воинов почти такой же, как и раньше.
- Но как оценить - кто потерпел поражение, а кто нет?
- Побежден любой, кто пополняет ряды мелких тиранов. Действовать во гневе, без контроля и дисциплины, не имея выдержки, - вот что значит потерпеть поражение. И воин либо пересматривает свои позиции и производит перегруппировку сил, либо прекращает поход за знанием и, пополнив собою ряды мелких тиранов, остается там на всю жизнь...
   Новые видящие использовали мелких тиранов также и для того, чтобы осуществить сложнейший маневр по устранению себя из этого мира. В чем он заключается, ты постепенно поймешь по мере того, как мы будем изучать искусство осознания...

К.Кастанеда

Выдержка и чувство времени.

 
- А тебе удалось найти своего мелкого тирана, дон Хуан?
- Мне повезло. Он сам нашел меня - великолепный, прямо-таки королевский экземпляр. Правда счастливчиком я тогда себя отнюдь не ощущал.
   И дон Хуан рассказал, как началось его испытание - за несколько недель до того, как он встретил своего бенефактора (учителя). В то время ему исполнилось двадцать. Он устроился чернорабочим на сахарную фабрику. Однажды, когда он был занят перетаскиванием тяжеленных мешков с сахаром, его заметила хорошо одетая властная женщина. Она что-то сказала управляющему и ушла. Управляющий подошел к дону Хуану и сказал, что за плату может помочь ему получить работу в доме владельца фабрики и что это большая честь. В то время дон Хуан был обычным невежественным индейским парнем, обладавшим завидной физической силой. Кроме денег на еду и одежду его, в общем-то ничего не интересовало. Поэтому он не только поверил каждому слову, но и решил, что фортуна наконец-то повернулась к нему лицом.
   Управляющий отвел дона Хуана в противоположный конец города и передал его другому управляющему - огромному, мрачному типу отвратительной наружности. Тот стал задавать множество вопросов. Особенно его интересовало, есть ли у дона Хуана семья. Когда управляющий узнал, что у Хуана нет никого, он от удовольствия расплылся в улыбке, обнажив гнилые зубы. Смех, который за этим последовал, поверг дона Хуана в ужас. Он рванулся было к воротам, но его новый управляющий с револьвером в руке преградил ему путь.
- Тебя взяли сюда, чтобы ты работал до изнеможения. Заруби это себе на носу! Ты будешь вкалывать, пока не подохнешь, а после этого твое место займет другой индеец.
  Дом у хозяина завода напоминал крепость. Повсюду были вооруженные мужчины с мачете. Поэтому дон Хуан принялся за работу, стараясь не думать о том, что его ждет. Управляющий изо дня в день постоянно бил его, заставляя выполнять самую опасную и тяжелую работу, которую можно только представить. И все время угрожал ножом, револьвером и дубинкой. Ежедневно он заставлял Хуана чистить стойла в конюшне, когда в них стояли нервные жеребцы. И каждый день на рассвете дон Хуан думал, что настал последний день его жизни на земле. И то, что ему удавалось выжить, означало лишь новый круг ада на следующий день.
   Развязка наступила неожиданно, когда дон Хуан попросился сходить в город, чтобы отдать долг управляющему с сахарной фабрики. По выражению лица его мучителя он вдруг понял, что оба управляющих были в сговоре. Догадка эта настолько разозлила дона Хуана, что он с воплем кинулся в кухню и через нее выбежал из дома. Однако управляющий догнал его и выстрелил ему в грудь. Решив, что дон Хуан убит, он ушел. Однако дону Хуану не суждено было умереть в тот день. Бенефактор Хулиан подобрал его и выходил.
- Когда я рассказал бенефактору всю эту историю, тот не мог скрыть своего возбуждения. Он сказал: "Да ведь этот управляющий - настоящий подарок силы. Он слишком хорош, его нельзя упускать. Однажды тебе предстоит вернуться в тот дом." Я же думал, что старик спятил. Прошли годы, прежде чем я смог наконец в полной мере понять, о чем он тогда говорил.
- И ты действительно вернулся в тот дом?
- Ну конечно же! Через три года. К тому моменту я находился на пути знания уже достаточно долго, чтобы обрести первые два атрибута - контроль и дисциплину - в минимально необходимом объеме. Два оставшихся атрибута образа жизни воина - выдержка и чувство времени - были задействованы бенефактором автоматически, благодаря избранной им стратегической линии. Выдержка - это умение терпеливо ждать. Без порывов, без нетерпения - просто спокойно и радостно ждать того, что должно произойти.
   Ежедневно я унижался. Временами мне приходилось плакать от боли под кнутом управляющего Но все же я был счастлив. Стратегия моего учителя была той силой, которая позволяла мне проживать день за днем, не впадая в ненависть к этому типу. Я был воином. Я знал, что я жду и в этом - великое наслаждение воина.
   По плану бенефактора я должен был систематически изводить управляющего, пользуясь в качестве прикрытия кем-либо более могущественным, чем тот. Так, видящие времен Конкисты использовали в качестве прикрытия католическую церковь. Обычный священник в те времена иногда оказывался могущественнее дворянина.
   Мне прикрытием служила та дама, взявшая меня на работу. Каждый раз, когда я ее видел, я падал перед ней на колени и начинал твердить, что она - святая. Я попросил у нее ладанку с изображением ее святого покровителя, чтобы молить небо о ее здоровье и благополучии. И она дала мне ее, что окончательно выбило управляющего из состояния равновесия. А когда по вечерам я убедил слуг молиться со мною, его едва не хватил удар. Я думаю, именно в этот момент он принял решение прикончить меня. Позволить мне продолжать в том же духе он не мог. Ночи я стал проводить на крыше и больше не ложился в свою кровать. Оттуда мне было видно, как управляющий искал меня среди ночи. И глаза его при этом были глазами убийцы.
   Каждый день она заставлял меня чистить стойла жеребцов в надежде, что в конце концов один из них зашибет меня насмерть. Но я соорудил щит из толстых досок, за которыми прятался во время работы. Тот тип об этом не знал, потому что не выносил лошадей, что было, кстати, еще одной его слабостью.
   Чувство времени - это способность точно вычислить момент, в который все, что до этого сдерживалось, должно быть отпущено. Контроль, дисциплина и выдержка подобны плотине, за которой все накапливается. Чувство времени - шлюз к этой плотине.
   Управляющий знал лишь насилие, посредством которого он терроризировал всех. Когда же он не мог его применить, он становился почти беспомощным. Дон Хуан знал, что управляющий не отважится убить его прямо перед домом, поэтому однажды он публично оскорбил управляющего в присутствии множества людей и на глазах у хозяйки. Дон Хуан назвал его трусом, который до смерти боится жены хозяина.
   Это было частью стратегического плана. Неожиданное всегда происходит именно так. Нижайший и покорнейший из рабов внезапно поднимает тирана на смех, издевается над ним, выставляет идиотом в глазах тех, чье мнение для тирана имеет решающее значение. В следующее мгновение этот тип буквально сошел с ума от бешенства, однако я уже покорно ползал на коленях перед хозяйкой.
   Чуть позже управляющий с приятелями позвали меня на задний двор. Я сделал вид, что иду, но вместо этого побежал на конюшню. Я рассчитывал, что лошади поднимут неимоверный шум, и хозяева выйдут из дома посмотреть в чем дело, а управляющий, боясь потерять работу, не осмелится меня застрелить.
   Я заскочил в стойло к самому дикому из жеребцов, а управляющий, совершенно ослепленный бешенством, выхватил нож и прыгнул вслед за мной. Я мгновенно спрятался за своими досками. Жеребцу достаточно было лишь раз его лягнуть, чтобы навсегда положить конец этой истории.
   Шесть месяцев я провел в этом доме, и в течении этого времени я непрерывно отрабатывал четыре атрибута образа жизни воина. И благодаря им я добился успеха. Я не разу не пожалел себя и ни разу не раскис от бессилия. Я был радостен и спокоен. И не разу не пожелал смерти этого человека. Выдержка означает сдерживание с помощью духа того, в неизбежном приходе чего воин полностью отдает себе отчет. Но это не значит, что воин ходит вокруг да около, строя козни с целью кому-то навредить или свести с кем-нибудь счеты. Выдержка есть нечто независимое. В случае, когда воин обладает в полной мере контролем, дисциплиной и чувством времени, выдержка гарантирует - то, что должно произойти, неизбежно произойдет с тем, кто этого заслуживает...

Домой

Карлос Кастанеда

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz