Домой

Петр Демьянович Успенский

- 4 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

7.О реинкарнации.  8.Закон трех.  9.Алхимия. 

Петр Успенский

В поисках чудесного

Выдержки 3

О реинкарнации

...На одной из встреч кто-то задал вопрос, возможны ли перевоплощения.
- Многое возможно, - сказал Гурджиев. - Но надобно понять, что человеческое бытие при жизни и после смерти, если оно тогда действительно существует, - может быть весьма различным по своему качеству.
"Человек-машина", у которого все зависит от внешних влияний, с которым все случается, кто сейчас представляет собой что-то одно, в следующее мгновение - другое, а еще через секунду - третье, - этот человек не имеет никакого будущего. Его закапывают в землю, и это все. Прах возвращается в прах...
Чтобы говорить о каком то виде будущей жизни, мы должны иметь некоторую кристаллизацию, некоторое сплавление внутренних качеств человека и известную независимость от внешних влияний. Если в человеке есть нечто, способное противостоять внешним влияниям, тогда это нечто окажется способно противостоять смерти физического тела. В случаях более полной кристаллизации после смерти возможно то, что называют "перевоплощением"; в других случаях то, что люди называют "потусторонним существованием".
Сплавление, внутреннее единство приобретается благодаря "трению", благодаря борьбе между "да" и "нет", происходящей внутри человека. Если человек живет без внутренней борьбы, если с ним все случается без малейшего сопротивления, если он идет туда, куда его ведут влечения, или туда, куда дует ветер, он останется таким, каков есть. Но если внутри него начинается борьба, особенно если в этой борьбе существует определенная линия, тогда в нем постепенно станут формироваться постоянные черты; он начнет "кристаллизоваться".
Однако кристаллизация возможна как на правильной, так и на неправильной основе. "Трение", борьба между "да" и "нет" легко могут иметь место и на ошибочном основании. Например, фанатическая вера в ту или иную идею или боязнь "греха" способны вызвать напряженнейшую борьбу между "да" и "нет", так что человек сможет кристаллизоваться и на этих основаниях.
Но здесь произойдет неправильная, неполная кристаллизация. Такой человек не будет способен к дальнейшему развитию. Чтобы сделать дальнейшее развитие возможным, ему придется вновь расплавиться, а это достигается только путем сильнейших страданий.

Кристаллизация возможна на любом основании: возьмите, например, разбойника, настоящего, истинного разбойника. Я знал на Кавказе таких разбойников. Он будет не шевелясь стоять восемь часов за, камнем у дороги с винтовкой в руках. Смогли бы вы сделать это? Обратите внимание - внутри него все время идет борьба: ему жарко, хочется пить, его кусают мухи; но он стоит неподвижно.
Другой пример - монах. Он страшится дьявола - и в течение всей ночи бьет лбом о пол и молится. Так достигается кристаллизация. Подобными способами люди способны создать в себе огромную внутреннюю силу, перенести мучения, получить все, чего желают. Это означает, что в них появилось нечто твердое, нечто постоянное. Такие люди могут стать бессмертными. Но что в этом хорошего? Человек такого типа становится "бессмертной вещью", хотя иногда в нем сохраняется некоторое количество сознания. Но даже и это, следует помнить, происходит очень редко.

- Каким образом человек способен вызвать внутри себя борьбу между "да" и "нет"? - спросил кто-то.
- Необходима жертва, - ответил Гурджиев. - Если вы ничем не жертвуете, вы ничего не приобретаете. И необходимо пожертвовать чем-то, в данный момент драгоценным, пожертвовать им надолго, пожертвовать многим. Но все-таки не навсегда. Это следует понять, потому что нередко не понимают именно этого.
Жертва необходима только тогда, когда идет процесс кристаллизации. Если же кристаллизация достигнута, отречения, лишения и жертвы более не нужны. Тогда человек может иметь все, что хочет. Для него нет больше никаких законов; он сам для себя закон...


Закон трех
...Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно назвать активной, положительной, вторую пассивной, отрицательной, третью - нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к другу в данный момент.
Две первые силы человеку более или менее понятны; иногда можно открыть в точке приложения сил и третью - или в виде "посредника", или в виде "результата". Но, вообще говоря, третья сила не является легко доступной для прямого наблюдения и понимания. Причину этого следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия феноменального мира. т.е. в наших восприятиях времени и пространства, вытекающих из этих ограничений. Люди не способны непосредственно воспринимать и наблюдать третью силу - она доступна им не более, чем восприятие в пространстве "четвертого измерения".
Но, изучая самого себя, проявления своей мысли, свое сознание, свою деятельность, привычки, желания и тому подобное, человек может научиться наблюдать и видеть в себе действие трех сил. Предположим, например, что человек желает работать над собой, чтобы изменить некоторые черты своего характера и достичь более высокого уровня бытия. Его желание, его инициатива - это активная сила. Инерция же всей его обычной психологии и психической жизни, оказывающая противоположное влияние на инициативу, будет пассивной, или отрицательной, силой. Эти две силы или уравновесят друг друга, или одна из них победит другую, но в то же время окажется чересчур слабой для какого-то дальнейшего действия. Таким образом, эти две силы будут, так сказать, вертеться одна вокруг другой, и никакого результата не получится.
Так может продолжиться в течение всей жизни. Человек ощущает желание и инициативу, но вся его инициатива уходит на преодоление привычной инерции жизни, и при этом не остается ничего для той цели, на которую она была направлена. Так продолжается до тех пор, пока не появится третья сила, - например, в форме нового знания, - которая сразу же показывает преимущества и необходимость работы над собой, поддерживая, таким образом, и укрепляя инициативу. При поддержке этой третьей силы инициатива победит инертность, и человек приобретет активность в желаемом направлении.
Примеры действия трех сил и моменты вхождения третьей силы можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы...


Алхимия
...Возвратимся к "закону трех". Нужно научиться отыскивать проявления этого закона во всем, что мы делаем и что изучаем. Приложение его в любой сфере сразу же открывает много нового, того, чего мы раньше не видели.
Возьмите, например, химию. Обычная наука не знает "закона трех" и исследует материю, не принимая во внимание ее космические свойства. Но кроме обычной химии существует иная, специальная химия, или, если хотите, алхимия, которая изучает материю, принимая в расчет ее космические свойства; как говорилось раньше, космические свойства каждой субстанции определяются, во-первых, ее местом, во-вторых, силой, которая действует через нее в данный момент. Даже в одном и том же месте природа данной субстанции подвергается значительным изменениям в зависимости от силы, которая через нее проявляется. Каждая субстанция может быть проводником любой из трех сил и в соответствии с этим - активной, пассивной или нейтральной. И она может быть ни первой, ни второй и ни третьей, если через нее в данный момент не проявляется никакая сила или если она взята безотносительно к проявлению сил. Таким образом, каждая субстанция является как бы в четырех различных аспектах, или состояниях.
Необходимо в этой связи отметить, что, говоря о материи, мы не говорим о химических элементах. Специальная химия, о которой я говорю, рассматривает как элемент каждую субстанцию, имеющую отдельную функцию, даже самую сложную. Только таким образом можно изучать космические свойства материи, потому что все сложные соединения имеют собственную космическую цель и собственное значение. С этой точки зрения атом данной субстанции есть мельчайшее ее количество, которое сохраняет все его химические, физические и космические свойства. Поэтому размеры "атомов" различных субстанций не одинаковы; в отдельных случаях такой "атом" может быть частицей, видимой даже невооруженным глазом.
Четыре аспекта, или состояния, каждой субстанции имеют определенные названия.
Когда субстанция является проводником первой, активной силы, она называется "углеродом" и, подобно углероду в химии, обозначается буквой С.
Когда субстанция является проводником второй, пассивной силы, она называется "кислородом" и. подобно кислороду в химии, обозначается буквой О.
Когда субстанция является проводником третьей, нейтрализующей силы, она называется "азотом" и, подобно азоту в химии, обозначается буквой N.
Когда субстанция берется безотносительно к проявляющейся через нее силе. она называется "водородом" и, подобно водороду в химии, обозначается буквой Н.
Активная, пассивная и нейтрализующая силы обозначаются цифрами 1, 2 и 3, а субстанции - буквами С, О, N и Н. Необходимо понимать эти обозначения.
- Соответствуют ли эти четыре элемента четырем элементам алхимии: огню, воде, воздуху и земле? - спросил один из нас.
- Да, соответствуют, - отвечал Гурджиев, - но мы будем пользоваться этими; позднее вы поймете почему.
Услышанное очень меня заинтересовало, ибо связывало систему Гурджиева с системой Таро, которая одно время казалась мне возможным ключом к скрытому знанию. Кроме того, мне продемонстрировали такое отношение трех к четырем, которое было для меня новым и которого я не мог бы понять из Таро. Таро определенно построено на законе четырех принципов. До настоящего времени Гурджиев говорил лишь о законе трех принципов, но теперь я увидел, как три переходят в четыре - и понял необходимость такого деления, пока для нашего непосредственного наблюдения существует разделение "силы" и "материи". "Три" относится к силе, "четыре" - к материи. Конечно, дальнейший смысл оставался для меня пока неясным; но даже то немногое, что сказал Гурджиев, обещало в будущем очень многое...

Домой

Петр Демьянович Успенский

- 4 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz