Домой

Петр Демьянович Успенский

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

1.Психология возможного развития человека.   2.Новая модель Вселенной.   3.Ключ к загадкам Мира.

Петр Успенский

Психология возможного развития человека

Выдержки 1

   Имеются четыре состояния сознания человека: сон, бодрствующее сознание, самосознание и объективное сознание. Обычный человек живет в основном только в первых двух. Сон - это чисто субъективное и пассивное состояние. Все психические функции работают без определенного направления. В снах часто отсутствует логика, последовательность, причинность и результат. Мелькают мысли, образы, оставляя только слабый след в памяти и чаще никакого следа вообще.
   Первое состояние сознания (сон) не прекращается, когда человек пробуждается и вступает в бодрствующее сознание. У него просто появляется более критическое отношение к своим внешним впечатлениям, мышление становится строже, действия дисциплинированными. Поскольку яркость чувственных впечатлений, желаний и переживаний усиливается, сны становятся невидимы, как звезды и луна исчезают в сиянии солнца. Однако первое состояние сознания присутствует днем и часто воздействует на наши мысли, чувства и поступки, иногда в большей мере, чем действительные восприятия данного момента. И нельзя строго сказать, что человек в этом состоянии бодрствует, т.к. он находится под сильным влиянием сновидений и фактически живет больше в снах, чем в действительности. Все абсурды и все противоречия людей и человеческой жизни вообще объясняются, когда мы осознаем, что люди живут во сне, делают все во сне и не знают, что они спят.
   Полезно вспомнить, что таков именно внутренний смысл многих древних доктрин. Самой известной для нас является христианство, в котором идея о том, что человек живет во сне и должен прежде всего проснуться, лежит в основе всех объяснений человеческой жизни, несмотря на то, что она редко понимается так, как она должна пониматься: в этом случае буквально.
   Но вопрос состоит в том, как человек может проснуться? Евангельское учение требует пробуждения, но не говорит, как пробудиться. Психологическое учение о сознании говорит о том, что только когда человек сознает, что он спит, можно сказать, что он на пути пробуждения. Нельзя пробудиться, не осознав сначала, что ты спишь.
   Два следующих состояния сознания, существуют как возможность, но становятся достижимы для человека только в результате трудной и продолжительной работы.
   Самосознание есть состояние, в котором человек становится объективным по отношению к себе. Мы обычно считаем, что обладаем самосознанием, т.е. что мы сознаем себя или, во всяком случае, можем сознавать себя, когда мы этого хотим, но в действительности "самосознание" есть состояние, которое, чаще всего, мы приписываем себе, не имея на это права.
   Объективное сознание есть состояние, в котором человек вступает в контакт с реальностью, или объективным миром, от которого он в настоящее время отгорожен чувствами, снами и субъективными состояниями сознания.
   В первом состоянии сознания (во сне), мы не можем ничего знать об истине. Даже когда мы имеем дело с некоторыми реальными восприятиями или чувствами, они смешиваются со сновидениями, и в состоянии сна мы не можем отличить сновидения от реальности.
   Во втором состоянии сознания (бодрствующее сознание), мы можем знать только относительную истину, поэтому его можно также назвать "относительным сознанием" или "бодрствующим сном".
   В третьем состоянии сознания (самосознание), мы можем знать всю истину относительно нас самих.
   В состоянии объективного сознания предполагается, что мы в состоянии знать всю истину обо всем: мы можем познать "вещь в себе", "мир как он есть". Это состояние так далеко от нас, что мы не можем представить его себе достоверно.
   Понятно, что проблески объективного сознания могут появляться только в полностью развитом самосознании. Но если мы хотим иметь более продолжительные периоды самосознания, мы также должны понять, что они не могут прийти сами собой, они требуют волевых действий. Это значит, что частота и продолжительность моментов самосознания зависят от того, насколько человек управляет самим собой. А это означает, что сознание и воля являются почти одним и тем же явлением, или, во всяком случае, аспектами одного и того же явления.
   Здесь нужно понять, что первым препятствием на пути развития самосознания в человеке является его убеждение, что он уже обладает самосознанием или может иметь его, когда захочет. Но его природа разыгрывает с ним смешной трюк. Разумеется, человек не начнет эту работу и не сочтет ее необходимой, пока он не будет убежден, что он не обладает ни самосознанием, ни всем тем, что связано с ним, т.е. единством или индивидуальностью, постоянным "я" и волей...


Петр Успенский

Новая модель Вселенной

Выдержки 2

   Невозможно представить себе человека, свободного от внушений, который действительно думает, чувствует и действует так, как он сам может думать, чувствовать и действовать. В своих верованиях, взглядах и убеждениях, в своих идеях, чувствах и вкусах, в каждом своем движении, в каждой мысли человек связан тысячью внушений, которым он подчиняется, даже не замечая этого, внушая себе, что это он сам так думает и сам так чувствует. Его обычное нормальное состояние можно назвать полугипнотическим.
   Проводя практические эксперименты с состояниями сознания я с каждым разом наблюдал все новые и новые феномены, сохраняя ко всему чрезвычайно критическое отношение. Благодаря этому мне удалось преодолеть иллюзорные переходные состояния (прелести) и достичь невероятной ясности сознания. Я попал в мир "математических отношений", в котором не было ничего похожего на то, что бывает в жизни. В нем все двигалось, менялось, преобразовывалось и превращалось во что-то иное. Иногда оно принимало форму музыки, иногда - схемы, а порой - заполняющего все пространство света, особого рода видимых вибраций световых лучей, которые скрещивались и переплетались друг с другом, проникая повсюду. С этим было связано безошибочное ощущение, что благодаря этим звукам, схемам, свету я узнавал нечто такое, чего не знал раньше. Словами невозможно выразить сущность того напряженного эмоционального состояния, в котором я находился во время экспериментов.
   В обычной жизни мы мыслим тезисами и антитезисами; всегда и везде существуют два элемента "да" или "нет". Экспериментируя, я пришел к пониманию фундаментальных ошибок нашего мыслительного процесса. Существует не два, а три элемента. Природа этого третьего элемента, недоступная пониманию, делала непригодными все обычные рассуждения и требовала изменить основной метод мышления. И без помощи этого третьего элемента прийти к правильному решению было бы невозможно.
   Задавая вопрос, я очень часто сразу же видел, что он поставлен неверно. "Сознание", к которому я обращался, принималось поворачивать этот вопрос в разные стороны, показывая мне, в чем заключается его ошибочность. И как только мне удавалось понять ошибочность вопроса, я видел ответ. Но этот ответ всегда заключал в себе третий элемент, который я сразу не мог увидеть, потому что мой вопрос был построен на двух элементах. Вся трудность заключается в правильной постановке вопросов. Правильно поставленный вопрос уже содержит в себе ответ, но этот ответ совсем не похож на то, что мы ожидаем. Он всегда будет находиться на другом плане, который в обычный вопрос не включен.
   Проводя эксперименты, я понял, что могу определить глубинную сущность явлений, жизненность идей, понятий и слов. Работая с шаблонными идеями, я пережил странное ощущение, напоминающее физический шок. Передо мной открывалась совершенная пустота там, где я рассчитывал найти нечто, пусть не совсем определенное, но по крайней мере существующее. Большинство идей и понятий, которыми живут люди, оказались несуществующими.
   Психоанализ Фрейда, выдвинув на этапе своего зарождения ряд довольно сомнительных гипотез и обобщений, на следующем этапе догматизировал их и таким образом пресек какую бы то ни было возможность дальнейшего развития. Все важнейшие особенности психоанализа были подчерпнуты Фрейдом из наблюдений одного единственного случая над пациенткой при помощи гипнотического метода, который впоследствии самим автором был осужден. Специфическая "психоаналитическая" терминология, возникшая из этих догматических гипотез превратилась в своеобразный жаргон с обилием слов, относящихся к несуществующим явлениям, которые последователи психоанализа полагают реальными и совершенно утрачивают способность отличать реальное от иллюзорного.
   К мертвым идеям принадлежат все так называемые социальные теории. Я также не обнаружил в своих экспериментах ничего, чтобы соответствовало бы теософским астральным телам или астральному миру, перевоплощениям или будущей жизни в обычном смысле этого слова. То же самое произошло со многими другими идеями и теориями. Мы живем в совершенно нереальном, фиктивном мире, спорим о несуществующих идеях, преследуем несуществующие цели, изобретаем все, даже самих себя.
   В реальном мире все составляет ЕДИНСТВО, в нем нет двух таких вещей, которые бы противоречили друг другу. Есть единственное различие: между живыми и мертвыми вещами. Но как раз это различие мы не понимаем, и выразить эту идею нашим языком, как бы мы не старались, вряд ли удастся...

Петр Успенский

Ключ к загадкам Мира

Выдержки 3

   Время - это самая большая и самая трудная загадка, которая стоит перед человечеством. Действительность непрерывна и постоянна. Для того, чтобы иметь возможность воспринимать ее, мы должны расчленять ее на отдельные моменты, из которых для нас всегда существует только один.
   Обыкновенно мы считаем, что прошедшего теперь уже нет. Оно прошло, исчезло, изменилось, превратилось в другое. Будущего - тоже нет. Его еще нет. Оно еще не пришло, не образовалось.
   Настоящим мы называем момент перехода будущего в прошедшее, т.е. момент перехода явления из одного небытия в другое. Только этот короткий момент явление для нас существует в действительности, раньше оно существовало в возможности, теперь будет существовать в воспоминании.
   Настоящее - этот короткий момент в сущности фикция. Он не имеет измерения. Мы с полным правом можем сказать, что настоящего не существует. Мы никогда не можем уловить его. То, что мы уловили, уже прошедшее!
   Если мы остановимся на этом, то мы должны признать, что мира не существует. Существует только какая-то фантасмагория иллюзий, вспыхивающих и гаснущих. Обыкновенно мы не отдаем себе в этом отчета и не замечаем, что наш обычный взгляд на время приводит нас к полному абсурду. Следовательно в обычном отношении к времени есть какая-то ошибка.
   Представим, что мы движемся по плоскости и признаем реально существующим только небольшой круг, освещенный нашим сознанием. Наши знаменитые пять органов чувств это в сущности щупальцы, которыми мы ощупываем мир вокруг себя. Мы живем НАОЩУПЬ.
   Мы не ВИДИМ и поэтому никогда не можем убедиться в существовании того, что не можем ощупать. Поэтому мы считаем реально существующим только тот круг, который в данный момент охватывают наши щупальцы. За этим кругом - тьма и небытие.
   Наша мысль не связана условиями чувственного восприятия. Поднявшись над плоскостью, наша мысль может увидать прошедшее, настоящее и будущее, лежащее на ней. Это разделение времени явилось именно потому, что мы живем наощупь. Нужно начать ВИДЕТЬ, и оно исчезнет.
   Прошедшее и будущее не могут не существовать, потому что если они не существуют, то не существует и настоящее. В прошедшем сзади нас, лежит не только то, что было, но и то, что могло быть. Точно также и в будущем лежит не только то, что будет, но и все то, что может быть. Прошедшее и будущее одинаково неопределенны, одинаково существуют во всех возможностях и одинаково существуют одновременно.
   Идея времени возникает при соприкосновении сознания с миром при посредстве чувственного восприятия. Не будь у нас чувства времени, мы бы не ощущали движения. Само же чувство времени есть в сущности ГРАНИЦА или ПОВЕРХНОСТЬ нашего "чувства пространства".
   Там, где кончается "чувство пространства", начинается "чувство времени". Эта неспособность ощутить время пространственно проистекает от того, что чувство времени есть ТУМАННОЕ ЧУВСТВО ПРОСТРАНСТВА; чувством времени мы смутно ощущаем новые характеристики пространства, выходящих из сферы трех измерений.
   Трехмерное тело - это только проекция четырехмерного тела, его рисунок, изображение на нашей плоскости. Четырехмерное тело есть бесконечное число моментов существования трехмерного тела, - его состояний и положений. Тело трех измерений в сравнении с телом четырех измерений равно точке.
   Все известные нам предметы существуют не только в тех категориях, в каких мы их воспринимаем, но в бесконечном количестве других, в которых мы не умеем или не можем воспринять.
   Многое неизмеримое существует так же реально и даже более реально, чем многое измеримое...

Домой

Петр Демьянович Успенский

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz