Зло
Ни насилие, ни ненасилие не затрагивают корней зла. Поражение Германии... само
по себе не может убить тот дух, который в Германии воплотился; оно может вести к
новому воплощению этого духа - возможно, в каком-нибудь другом народе или
империи - и тогда всю битву нужно будет вести вновь. До тех пор, пока живы
старые боги, разрушение или подавление тела, в котором они живут, не имеет
большого значения, ибо они прекрасно знают, как переселяться.
Для того, чтобы излечить мир от зла, для начала необходимо излечить "то, что
составляет его основу в человеке". Невозможно ничего излечить вовне, не
излечившись прежде внутри. Нельзя управлять внешним, не умея управлять
внутренним, ибо это - одно и то же. До тех пор, пока мы подходим к проблеме с
ложного конца, мы никуда не придем. Все наши внешние панацеи и слащавая
добродетель обречены в конечном счете на уничтожение этими скрытыми силами.
Единство
Всякая двойственность - это видение, основанное на Неведении. Везде - лишь одно:
неисчислимое Единое - а "диссонансы Бога" служат росту Божества внутри нас.
Разделение было необходимо нам для того, чтобы вырасти под своей скорлупой - в
противном случае мы остались бы недифференцированной (неразличимой) частью
вселенской плазмы, членами стаи, не обладающими собственной жизнью. Благодаря
этому разделению мы стали сознательными. Но до сих пор мы сознательны не
полностью - и мы страдаем от своей отдельности - от всего, потому что мы
находимся вне такой точки, где все встречаются.
Первые признаки нового сознания вполне ощутимы: Человек начинает ощущать и
других как часть самого себя, или живущего в более широком всеобщем "Я", которое
теперь становится его собственной великой реальностью.
Фактически все вещи начинают менять свою природу и внешний вид; все восприятие
мира таким человеком радикально отличается от восприятия тех, кто замкнут в
своем личном "я". Он начинает познавать вещи на основе иного опыта - более
непосредственного, не зависящего от внешнего ума и чувства.
Истинное знание достигается не размышлением. Оно есть то, чем вы являетесь; оно
есть то, чем вы становитесь. Не будь этой скрытой тождественности, этого
тотального единства, лежащего в основе всего сущего, мы были бы не способны
обладать хоть каким-нибудь знанием о мире и о существах. Только подобное может
знать и ощущать подобное, только подобное может воздействовать на подобное.
Сверхсознательное
Тело, которое поначалу казалось лишь темным и косным орудием освобождения Духа,
является, как это ни парадоксально, местом непознанной полноты и цельности Духа:
То, что кажется Орудиями, является ключом к тайне, без которого даже сами Основы
не смогли бы раскрыть всей своей мистерии.
Подлинное изменение сознания - это то, что изменит физические условия мира и
создаст из него новое творение. Если мы хотим "изменить физические условия
мира", нам нужно соблюсти два условия.
1. Мы должны работать в нашем индивидуальном теле, не стремясь никуда из него
уйти, потому что это тело является как раз тем местом, где сознание стыкуется с
Материей.
2. Мы должны приложить усилия для того, чтобы открыть тот принцип сознания,
который будет способен трансформировать Материю силой своей энергии.
Изменение предполагает не достижение более или менее длительных "сверхестественных"
сил и умение сдерживать с их помощью воздействие природных условий и
естественных сил, но изменение самой природы человека и условий его физического
совершенствования; т.е. не контроль, а настоящая трансформация.
Если мы хотим, чтобы эта реализация охватила всю землю, то этот новый принцип
существования (супраментальный) должен быть утвержден сначала в нескольких
индивидуумах, а затем путем распространения, радиации во всех, кто готов принять
его.
Вся земная эволюция - это эволюция Духа в формах, а все человеческие
перерождения - это рост души и Духа в человеке. Пытаясь избавиться от
индивидуальности, мы ничего не сможем сделать для земли - привнести вниз
сокровища свыше. Есть нечто большее, чем простое саморазрушение иллюзорной
оболочки индивидуальности в Бесконечном. Подавление индивидуального вполне может
стать подавлением бога в человеке.
Космическое сознание - это не высшая точка человеческого сознания; чтобы достичь
его, мы не поднимаемся над индивидуальным, а выходим из него. Переживание
космического сознания может начаться где угодно, на любом уровне - посредством
концентрации на предмете, идее или молитве, на ощущении или на том, что люди
презрительно называют идолом. И чем ниже ментальное развитие человека, тем
доступнее для него такое переживание.
Вершины развития ума или сердца, как и вершины космического сознания, не дают
нам ключа к разгадке и силе, которая сможет изменить мир: необходим иной принцип
сознания. Этот новый принцип сознания должен быть неразрывно связан со всеми
остальными принципами, потому что если эта связь разрывается или теряется
индивидуальное, то мы снова впадаем в космическую и мистическую депрессию, теряя
нашу связь с землей.
Осознание Единства и Трансцендентного - это, несомненно, необходимая основа
любой реализации (создавать что-либо без этого - это все равно, что строить дом
без фундамента). Интегральная йога, обретя Трансцендентное, может вернуться во
вселенную, не теряя обретенного и сохраняя способность свободно нисходить и
восходить по великой лестнице существования.
Духовную жизнь невозможно сформулировать в виде каких-то жестких определений или
связать фиксированными ментальными правилами; она представляет собою широкое
поле эволюции, беспредельное царство. Подлинный механизм йоги состоит в том,
чтобы поймать нить своего сознания.
Когда пространство наверху становится конкретным и живым, ищущий чувствует
необходимость войти с ним в более тесное общение. Он начинает ощущать с
болезненной остротой, насколько ограничены и ложны разум и жизнь внизу.
Мы должны отбросить все ментальные построения, которые ежесекундно пытаются
украсть сияющую нить, мы должны находиться в состоянии открытости и быть выше
идей. Потому что нам нужны не идеи, пространство.
Мы должны не только порвать силки ума и чувств, но избежать и других силков - не
поддаться соблазну стать мыслителем, теологом и основателем церкви, не попасть в
тенеты Мира и в рабство Идеи.
Мы не должны также привязываться даже к тем истинам, которые мы считаем самыми
надежными. Мы всегда должны оставаться открытыми для высшего Слова свыше,
которое не ограничивает себя своим собственным смыслом, открытыми свету Мысли,
которая несет в себе свои противоположности.