Домой

Бхагават - Гита.

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Главы 1-3.  Главы 4-5.

Бхагават-гита является лишь эпизодом из Махабхараты, эпического произведения, описывающую историю прошлых времен, вплоть до Кали-юги. Как раз в начале Кали-юги, около пяти тысяч лет назад, Кришна поведал Бхагават-гиту своему другу и преданному слуге воину Арджуне. Этот разговор - один из величайших философских и религиозных диалогов, известных человечеству - произошел перед самым началом великой братоубийственной войны... Цель Бхагават-гиты - вырвать человечество из неведения материального существования.

Из множества людей лишь немногие действительно задаются вопросом о своем положении, о том, кто они и что, почему их существование полно трудностей. Если человек не пробуждается настолько, чтобы задать этот вопрос, то его нельзя считать совершенно человеком. Человек начинается тогда, когда такого рода вопросы пробуждаются в его уме. И только такие люди, которые хотят понять природу Абсолютного, способны воспринять Бхагават-гиту.


 

Главы 1-3.

Выдержки

Кришна и АрджунаМудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или Ты, и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование.
Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.

Временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия и человеку должно научиться выносить их так, чтобы они его не тревожили.
Знай же, что то, что пронизывает все тело, нерушимо. Никто не может убить бессмертную душу. Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она изначальная, вечная, неразрушимая, неизмеримая и всегда существующая. Лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Поэтому - сражайся, Арджуна.

Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа еще выше, чем разум.
Чувства, ум и разум - пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение.
Познав свою трансцендентальную сущность человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума и духовной силой победить ненасытного врага - вожделение.

Сражайся во имя долга, не думая о радости и горе, о потерях и приобретениях, победе и поражении. Поступая так, ты не навлечешь на себя греха.
Если, однако, ты не исполнишь свой долг и не будешь сражаться, то совершишь грех пренебрежения долгом и таким образом потеряешь воинскую честь.

Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум - и друг обусловленной души, и враг ее. Для того, кто победил ум, он - лучший друг.
Кто победил свой ум, обрел спокойствие. Такой человек не видит большого различия между радостью и скорбью, почетом и бесчестьем, камнем и золотом. Его ум одинаково рассматривает честных и лжецов, любящих и ненавидящих, счастливых и завистников, друзей и врагов, грешников и праведников.

Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, и подчинить его труднее, чем управлять ветром.
Многоветвист разум тех, кто нерешительны. Стремясь к чувственному удовлетворению и богатой жизни, они говорят, что нет ничего превыше этого.
Чувства так сильны и беспокойны, что насильственно увлекают разум даже проницательного человека, пытающегося управлять ими.

Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев.
Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек падает в колодец материального мира.
Ослепленные жадностью, люди не видят никакого греха в том, чтобы грабить и убивать членов своей семьи или враждовать с друзьями.

Когда в семье господствует безверие, женщины семьи развращаются, а деградация женщин приводит к нежелательному потомству.
Рост числа нежелательных потомков создает адское положение, забываются принципы, на которых зиждятся благополучие и гармония семьи и нации.

Освободись от влияния всякой двойственности и от стремления к приобретению и сохранению, и утвердись в своем "я".
Ты имеешь право исполнять свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга. Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы...

Выдержки

Главы 4-5.

 

Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем.
Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно солнцу, освещающему землю.
Когда человек выберется из дебрей иллюзий и чувственных желаний, порожденных умом, пройдя через очищение, он находит удовлетворение в своей истинной сущности.

Воплощенная душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к ним остается. Но испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании.
Тот, кто уводит свои чувства от их объектов, находится в твердом уме. Нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания.
Кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго - только он может обрести истинное спокойствие.

Не принося плодов пожертвования, невозможно обрести счастье на этой планете и в этой жизни. Получив истинные знания ты увидишь, что все живые существа - не что иное, как часть Единого.
Мудрые, отдавая себя служению, освобождаются из круговорота рождения и смерти и достигают состояния, неподвластного страданию.

Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
На человека, свободного от всех привязанностей и антипатий, и способного контролировать свои чувства посредством регулирующих принципов свободы, нисходит милость свыше.

Есть два класса людей, пытающихся познать свое "я". Некоторые склонны делать это с помощью эмпирических философских размышлений, другие - через преданное служение Высшему.
Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности, даже не мгновение.

Даже умные люди не знают, что есть действие и что - бездействие. Все хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.
Тот из людей разумен, кто видит бездействие в действии, и действие в бездействии. Он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят постоянно всевозможными делами.
Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение, иначе она явится причиной рабства в этом материально мире.

Тот, кто наслаждается дарами, не предлагая их со своей стороны, несомненно является вором. Живя только для удовлетворения чувств, такой человек живет напрасно.
Невежественные люди исполняют свои обязанности ради плодов их, мудрые же делают это ради того, чтобы вывести людей на правильный путь.

Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять их прекратить всякую работу, а скорее он должен вовлекать их в деятельность, проникнутую духом преданного служения, для постепенного развития их сознания.
Но те, кто из зависти не считаются с этими наставлениями и не следуют им, лишены всякого знания, одурачены, и их попытки достичь совершенства обречены на неудачу.
Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно.

В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентальное знание. Это знание - зрелый плод всего мистицизма. И тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, насладится этим знанием в свое время.
Тот, кто черпает счастье, активность и наслаждения в самом себе, кто обращен внутрь себя, является воистину совершенным мистиком.
Таков путь духовной и благочестивой жизни, встав на который, человек уже неподвластен заблуждению. Если человек находится в таком состоянии в смертный час, он войдет в царство Господа.

Тот, чей ум установился в единообразии и равновесии, уже победил рождение и смерть.

Домой

Бхагават - Гита.

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz