Домой

Карлос Кастанеда

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ОГОНЬ ИЗНУТРИ.  Светимость осознания.  Первое внимание.

- Существует ли объяснение магов окружающего мира? - спросил я дона Хуана.
- Конечно. Маги тоже люди. Мы - создания мысли. Мы ищем разъяснений.
- А я-то был уверен, что поиск объяснений - это и есть мой главный недостаток.
- Нет. Твой главный недостаток в поиске подходящих объяснений, которые вписывались бы в твой мир. Я возражаю именно против твоей рассудочности. Маг тоже объясняет вещи в своем мире, но он не такой твердолобый, как ты.
- Как я могу прийти к объяснению магов?
- Накапливая личную силу, ты придешь к нему естественным образом. Объяснение магов делает мир и его чудеса если не ясными, то по крайней мере, не столь устрашающими. Именно это должно быть сущностью объяснения. Но это не то, что ты ищешь. Ты ищешь только отражения собственных идей...

Огонь изнутри

Светимость осознания

К.Кастанеда

- Овладение искусством осознания состоит в усвоении определенной последовательности ряда истин, сформулированных видящими, - начал свой рассказ дон Хуан. - И вне данной последовательности эти истины почти непостижимы. Древние видящие не пытались найти тот порядок, в котором должны располагаться истины об осознании. Это стало одной из их величайших ошибок, имевшей роковые последствия. Они не разделяли неизвестное и непознаваемое. Новые видящие нашли границы и дали определения. Неизвестное - то, что скрыто от человека неким подобием завесы из имеющей ужасающую фактуру ткани бытия. Однако оно находится в пределах досягаемости. Непознаваемое - нечто, неподдающееся ни осмыслению, ни осознанию. Неизвестное обладает свойством давать нам надежду и ощущение счастья, раскрывая все лучшие стороны человеческой природы. Но когда то, что принимают за неизвестное, оказывается непознаваемым, результаты бывают катастрофическими. Все непознаваемое не дает энергии, опустошает и разрушает человека.
   Первая из истин об осознании состоит в следующем: окружающий мир, каким мы его представляем, в действительности совсем иной. Мы полагаем, что имеем дело с миром объектов, но это ошибка. Если бы ты умел видеть, то убедился, что все объекты - лишь поля единой энергии. И ты сам мог бы объяснить все, что касается осознания. Умозаключения, полученные на чисто интеллектуальной основе, мало что способны изменить в нашей жизни. Отсюда - масса примеров, когда люди, имея по какому-нибудь поводу совершенно четкие убеждения, действуют диаметрально противоположным образом.
   Мир не иллюзорен, как иногда утверждают, он вполне реален. Но в то же время он и нереален. Имеется нечто, воздействующее на наши органы чувств. Это - реальная часть. Нереальная же часть - то, что нам говорят об этом наши органы чувств. Способ, которым они воспринимают, обусловлен особым свойством нашего осознания. В реальности же есть лишь эманации Орла - текучие, вечно меняющиеся, и в то же время неизменные, вечные.
   Древние видящие смогли увидеть невообразимую силу, являющуюся источником бытия всех существ и назвали ее Орлом. В процессе жизни существа обогащают осознание, которое Орел поглощает в момент их смерти. Видящие объясняют процесс видения Орла очень просто. Человек составлен эманациями Орла. Поэтому для восприятия Орла он должен обратиться к самому себе, к своим собственным составляющим. И в критический момент, когда эманации внутри и эманации вовне должны просто обнаружить взаимное соответствие, осознание вмешивается и принимается за построение интерпретаций. В результате возникает видение Орла и его эманаций. Но в действительности ни Орла, ни его эманаций не существует. Уяснить же истинную сущность того, что существует на самом деле, не в состоянии ни одно живое существо. Просто в данном случае нечто непознаваемое смутно напоминает образ из сферы известного. Но подобные вещи происходят всегда, когда впечатлительные люди берутся за то, что требует абсолютной уравновешенности.
   Новые видящие не утруждали себя составлениями описаний, проведения параллелей и поиском каких бы то ни было сравнений и соответствий. Они стремились добраться непосредственно до истока всего сущего и предпринимали попытку за попыткой, подвергая себя невообразимым опасностям.
   Видение - вещь весьма неутешительная. Обычно созерцание всей непостижимой сложности бытия приводит видящего в полную растерянность. Особенно же удручающе выглядит то, насколько ограниченность нашего обычного состояния сознания искажает и даже уродует истинную картину мира.
   Превыше всего новые видящие ценят глубокое осознание, не окрашенное никакими эмоциями. Древние видящие легко шли на поводу у эмоциональной реакции. Когда же дело доходило до понимания того, что они видели, они оказывались бессильны. Понимание требует трезвой уравновешенности, а не эмоциональности. Так что берегись того, кто готов рыдать от избытка чувств, когда ему кажется, что он осознал нечто важное. Его осознание - пустышка, ибо на самом деле он не понимает ровным счетом ничего. Сама по себе способность видеть имеет значение лишь постольку поскольку. Гораздо важнее другое - что именно видящий делает с тем, что видит.
   Некоторые видящие называют эманаци Орла командами. Такой термин действительно соответствует сути явления, - поскольку это именно команды. Новые видящие, имея прагматическую ориентацию, обнаружили, что эманации обладают силой тотального диктата. Все без исключения существа вынуждены задействовать эманации Орла, даже не отдавая себе отчета в том, что это такое. Организм существа захватывает определенную полосу эманаций и воспринимает соответствующую его диапазону картину мира. Человек способен воспринимать настолько мизерную часть эманаций, что просто нелепо и смешно придавать сколько-нибудь серьезное значение нашему восприятию. И в то же время мы воспринимаем нечто, что невозможно игнорировать...
- Восприятие - это настройка эманаций внутри кокона на соответствующие им внешние эманации, - продолжал дон Хуан. - Степень осознания каждого конкретного существа зависит от того, насколько оно способно позволить давлению больших эманаций вести его.
   Осознание начинается с момента зачатия. Роль секса - наделять новые существа светом осознания. Во время полового акта эманации, заключенные в коконе каждого из партнеров, приходят в необычайное возбуждение, кульминацией которого становится слияние двух частей светимости осознания, которые отделяются от их коконов. Половой акт - всегда зарождение нового осознания. Даже когда оно в итоге не формируется. Эманации внутри коконов человеческих существ понятия не имеют о сексе ради развлечения.
   Приподнявшись со стула, Хенаро наклонился ко мне через стол и, покачивая для убедительности головой, тихо произнес:
- Нагваль изрек истину. Они и в самом деле не имеют понятия. - Он подмигнул.
   Дон Хуан, едва сдерживая смех, добавил, что люди обычно действуют, не считаясь с тайной бытия и полагая, что такой возвышенный акт, как наделение жизнью и осознанием, сводится к чисто физическому влечению, которым можно пользоваться по своему усмотрению. И в этом - их ошибка...
- Сексуальная энергия в жизни человека имеет огромное значение, ею необходимо управлять и пользоваться с предельной осторожностью, - с улыбкой продолжил Хенаро. - Мой учитель Нагваль Хулиан говорил, что заниматься сексом или не заниматься - вопрос наличия энергии. У него самого никогда не было с этим проблем. Но мне он с первого же взгляда сказал, что мой член предназначен для того, чтобы писять. Он назвал меня результатом исключительно тоскливого совокупления - "конда абуррида". Таким я и родился - скучным и утомленным... И они оба разразились совершенно идиотским хохотом.
   Их веселье всегда было заразительным. Успокаивались они довольно долго. Уровень их энергии был настолько высок, что рядом с ними я выглядел старым и дряхлым.
- Воин знает: единственная энергия, которой мы реально обладаем, - это сексуальная энергия, которая наделяет жизнью, - продолжил дон Хуан. - Воин всегда помнит об этом и потому постоянно отдает отчет о степени своей ответственности. И если воин намерен накопить достаточно энергии для того, чтобы научиться видеть, он должен стать скрягой в отношении своей половой энергии. В этом и заключается урок, данный нам Нагвалем Хулианом. Он толкнул нас в неизвестное, и мы все там чуть не погибли. И, поскольку каждый из нас хотел видеть, мы, разумеется, стали воздерживаться от растрачивания своей светимости осознания.
- Ну хорошо, но что делать с естественной чувственностью человека? - пытался возразить я.
- Да ничего не делать. С человеческой чувственностью все в порядке. Проблема не в ней, а в человеческом невежестве и нежелании людей считаться со своей собственной магической природой. Попусту растрачивать животворную силу половой энергии - ошибка. Но ошибка также - не знать, что, имея детей, человек истощает свою светимость осознания.
   Я поинтересовался, можно ли сделать что-нибудь, чтобы люди стали более гармонично относиться к светимости осознания.
- Нет, - ответил дон Хуан. - По крайней мере, видящие не могут сделать ничего. Цель видящих - свобода. Они стремятся стать ни к чему не привязанными созерцателями, неспособными выносить суждения. Иначе им пришлось бы взять на себя ответственность за открытие нового, более гармоничного цикла бытия. А этого не может сделать никто. Новый цикл, если ему суждено начаться, должен прийти сам по себе...


К.Кастанеда

Первое внимание

Выдержки

   ...Неожиданно дон Хуан снова заговорил. Он сказал, что в результате огромнейших усилий видящие пришли к следующему заключению: развитое процессом жизни сознание взрослого человеческого существа называть осознанием неправильно. В результате определенных преобразований оно превращается в нечто гораздо более сложное, более мощное и дееспособное. Видящие назвали это "вниманием".
   На каждом этапе развития некоторая полоса эманаций внутри кокона становится ярче. По мере накопления человеческим существом опыта эта полоса постепенно начинает излучать свет и сливается с внешними эманациями. Наблюдая это, видящие были вынуждены предположить: осознание - это как бы сырье, продуктом переработки и развития которого является внимание.
- Как видящие описывают внимание?
- Определения таят в себе определенную опасность: делая вещи более понятными, они их упрощают и в данном случае мы рискуем превратить чудесное магическое преобразование в нечто бытовое и невыразительное.
   Внимание - величайшее и, по сути, единственное достижение человека. Исходное состояние животного уровня трансформируется до состояния, охватывающего всю гамму человеческих проявлений. А видящие совершенствуют его еще больше - до тех пор, пока оно не охватит весь объем человеческих возможностей.
- В чем различие между проявлениями и возможностями?
- Под проявлениями понимается то, что мы способны выбирать как личности. Этим термином обозначается все, относящееся к уровню обычной жизни, то есть - к диапазону известного. Следовательно, проявления ограничены как количественно, так и качественно. Примером человеческого проявления может служить наш выбор, сообразно которому мы считаем свое тело материальным объектом, подобным множеству прочих материальных объектов.
   Человеческие возможности принадлежат к сфере неизвестного. Они относятся к тому, чего мы способны достичь. Пример возможностей - достижение видящих в восприятии человека как яйцеобразное светящееся существо. Человеческие возможности поистине неисчерпаемы.
   Видящие считают, что существует три типа внимания. Первое внимание человека - это животное осознание, которое в процессе накопления жизненного опыта развилось в замысловатое многоплановое и исключительно хрупкое образование, функции которого - иметь дело со всем, что существует в нашем обычном мире повседневной жизни. Иначе говоря, все, о чем можно подумать, относится к сфере функционирования первого внимания. В сущности, оно, пожалуй, даже единственное, чем мы реально обладаем. И уникальная возможность первого внимания - понять принципы и механизмы своего собственного функционирования.
   Второе внимание относится к сфере неизвестного. Оно начинает работать, когда задействуются обычно неиспользуемые эманации. Сосредоточение - предшественник второго внимания. Форма, в которой пребывает сознание при таком сосредоточении, принципиально отличается от формы, имеющей дело с миром обычной жизни. Второе внимание также называют левосторонним осознанием и это - огромнейшая область - трясина, настолько сложная и причудливая, что трезвые и уравновешенные видящие входят в нее только при строго определенных условиях. Вся сложность состоит в том, что забраться во второе внимание просто, а противиться его зову практически невозможно.
   В процессе изучения первого внимания видящие обнаружили: все органические существа, кроме человека, успокаивают возбужденные эманации внутри кокона. За счет этого внутренние эманации получают возможность настроиться на соответствующие им внешние.
   У человека, в миг фиксации внутренних эманаций большими эманациями, первое внимание начинает за собой наблюдать. И отмечать все, что с ним происходит. Во всяком случае, оно пытается это сделать доступными ему способами. Этот процесс видящие называют составлением инвентарного списка. Это команда, которую дает Орел. Не подчиниться ей нельзя, но вот то, как именно подчиниться, - это совсем другое дело. Тут уже можно выбирать.
Видящий, как только инвентарный перечень составлен, выбрасывает его. Ведь Орел не заставляет нас делать из этого перечня культ. Человек же, успокоив эманации внутри своего кокона, начинает их со всех сторон обдумывать, анализировать и ими любоваться. Тем самым эманации замыкаются сами на себя.
   Осуществляя инвентаризацию, люди доводят выполнение соответствующей команды до логического завершения. А когда человек достаточно глубоко увяз в инвентаризации, ситуация может развиваться по двум направлениям. В первом случае человек полностью игнорирует импульсы больших эманаций и приходит к уникальному состоянию, которое называется рассудочностью. Во втором - использует их весьма специфически - это самопоглощенность.
Для видящего человеческая рассудочность имеет вид тусклого свечения, которое крайне редко и очень слабо реагирует на давление больших эманаций. Рассудочность делает оболочку кокона более плотной, но в то же время и более ломкой.
   В противоположность рассудочному человеку, самопоглощенный схватывает каждый импульс и преобразует его в усилие, взбалтывающее эманации внутри кокона. Поэтому видящий видит самопоглощенного как прерывистые вспышки белого света, сопровождающиеся длинными периодами потускнения...
   Громкий удар заставил меня подскочить от неожиданности. Входная дверь распахнулась. Вошел Хенаро и, тяжело дыша, рухнул на циновку. Он был весь мокрый от пота.
- Я рассказываю о первом внимании, - сообщил ему дон Хуан.
- Первое внимание работает только с известным, - сказал Хенаро. - Когда имеешь дело с неизвестным, оно не стоит и ломаного гроша.
- Ну, это не совсем верно, - с улыбкой возразил дон Хуан. Первое внимание очень хорошо работает и с неизвестным. Оно блокирует неизвестное, оно отрицает его настолько яростно, что неизвестное попросту перестает существовать для первого внимания. Инвентаризация делает нас неуязвимыми. Вот почему она возникла и имеет первостепенное значение.
- О чем это вы? - обратился я к дону Хуану.
   Тот не ответил. Он смотрел на Хенаро, словно ждал ответа.
- Но если я открою дверь? - спросил Хенаро. - Сможет ли первое внимание справиться с тем, что войдет?
- Твое и мое - не сможет, - сказал дон Хуан. - А его, - он указал на меня, - сможет. Давай попробуем.
   Хенаро поднялся и настежь распахнул дверь, мгновенно отскочив в сторону. Порыв холодного ветра ворвался в дом. Дон Хуан и Хенаро встали рядом со мной и пристально меня разглядывали.
   Я почувствовал некоторое неудобство от холода. Но едва я двинулся к двери, чтобы закрыть ее, как дон Хуан и Хенаро прыгнули вперед и загородили меня от нее.
- Ты чего-нибудь замечаешь в комнате? - спросил Хенаро.
- Ничего, - совершенно искренне ответил я.
- Страшные существа вошли, когда я открыл дверь, - сказал он. - Неужели ты ничего не заметил?
   По его голосу и мурашкам, побежавшим по моей спине я понял, что на это раз он не шутит...

Домой

Карлос Кастанеда

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz