Домой

Елена Петровна Блаватская

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ЗАГАДОЧНЫЕ ПЛЕМЕНА НА ГОЛУБЫХ ГОРАХ.   Выдержки.

   В конце 1818 года в сентябре месяце, недалеко от Малабарского берега южной Индии и всего в 350 милях от Дравидского пекла, именуемого Мадрасом, было случайно сделано самого неожиданного характера открытие о неком чуднопрохладном эдеме в самых недрах Голубых Гор двумя чудом оставшихся в живых шикаря (охотника). По их сведениям, там земной рай: благоуханные зефиры и прохлада круглый год; страна над вечными туманами Куимбатура, в которой шумят величественные водопады, стоит от января до декабря вечная европейская весна; цветут дикие саженные розы и гелиотропы; благоухают в кувшин величиною лилии, и где свободно разгуливают, судя по их громадной величине, допотопные буйволы и обитают Гулливеровские бробдигнаги и лиллипуты.
   В продолжении столетий эти вершины, самого грозного издали вида, слыли в народе за горы, недосягаемые для простых смертных. Давно уже такая их слава перешла в местные легенды, и вся эта страна считалась в народном суеверии за область священную и потому заколдованную, переступить рубеж которой, даже нечаянно, было бы святотатством, достойным смерти. То, де, обитель богов и высших дев (див). Там сварага (рай) и там нарака (ад), полный азуров (духи-певцы) и пизачей (духи-вампиры). Таким образом, под охраной религиозного поверья Нильгири и Тоддабет оставались в продолжении многих веков совершенно неизвестными остальной Индии.
   Подстрекаемые такими легендами англичане решили доказать еще раз туземцам, что для "высшей", властвующей над ними расы слово "невозможность" не существует. Английские саабы заявили местным туземцам, что намерены предпринять путешествие на священные вершины Голубых Гор. Услышав страшную для них весть, несколько земиндаров обрекли себя на голодную смерть у дверей саабов, пока те не пообещают отказаться от намерения. Деревенские мунсифы, разодрав одежды, обрили головы своим женам и заставили их, в знак общественного бедствия и общего траура, царапать себе (конечно жен) в кровь лица. Брамины читали заклинания и мантры вслух, посылая про себя англичан с их богохульными затеями в нарак ко всем чертям.
   Снарядив партию смельчаков, новые Колумбы решили взять себе проводников, но деревня опустела, будто после военного разгрома. Поймав где-то спрятавшихся двух поджарых малабарцев, под страхом смерти заставили их вести экспедицию. Не доходя до водопада, на привале, одного из малабарцев, невзирая на непривлекательную костлявость, унес тигр. А другой туземец, переправившись через быстрый поток на "запрещенный" берег, безо всякой видимой причины внезапно умер, вероятнее всего от страха. Отступить - значило обесчестить себя, став вечным посмешищем товарищей и закрыть навеки вход в Нильгирийские горы к их чудесам.
   Со стороны Куимбатура Нильгири возвышаются лестницей громадных перпендикулярных скал от 5000 до 7000 футов и можно легко себе представить с какими трудностями пришлось столкнуться смельчакам. Многие из таких скал образуют страшные бездны и по мере восхождения, природа как бы отрезала им путь назад. На девятый день странствия, только двое охотников из всей экспедиции, потеряв всякую надежду найти в горах что-либо кроме смерти, достигнув после невероятных усилий вершины плато, упали на траву в совершенном изнеможении и приготовились к "худшему".
   Переведя дух они заметил невдалеке жилье и людей, и увиденное почему-то поразило их ужасом. Дом был какой-то странный, невиданной ими прежде нигде архитектуры. В нем не было ни окон, ни дверей, и он был круглый, как башня, и с совершенно пирамидальною, хотя и закругленною кверху крышей. Что же касается людей - они узрели группу великанов, а возле них несколько групп страшно уродливых карликов. (Это были огромные тодды, их обожатели баддаги и крошечные безобразнейшие в мире дикари муллу-курумбы).
   В это время, подкравшиеся к пришельцам с деревьев обезьяны, внезапно открыли по ним пальбу весьма неприятными снарядами - грязью. Их стрекотание и воинственные крики очень скоро привлекли внимание пасшегося невдалеке стада огромных буйволов. Буйволы замычали, высоко подняв головы к вершине пригорка и тодды заметили пришельцев. Через несколько минут отвратительные карлы появились перед ними и овладели безо всякого сопротивления двумя полумертвыми героями. С Киндерзлеем (по его показанию) сделался обморок от одного испускаемого чудовищами-дикарями зловония. К их великому удивлению, карлики не съели их и даже не очень помяли. Они только прыгали да плясали перед ними, хохоча во всю огромную глотку. Великаны оказались совсем джентльменами. Они накормили и напоили англичан превосходным буйволиным молоком и уложили отдыхать, строго запретив глядеть курумбам на белых странников...
   Встреченные англичанами пять рас аборигенов Голубых гор резко отличаются одна от другой. Их языки, религии, обычаи, также как и типы, не имеют ничего общего.
1. Первыми на скатах гор за чертой водопада встречаются эруллары. Они живут в настоящих земляных норах и питаются кореньями. Живут группами от трех до четырех семейств, и их насчитывают около тысячи душ.
2. Над ними живут курумбы. Эти разделяются на две ветви: а) просто курумбы, живущие в землянках, которые образуют деревушки и б) муллу-курумбы, отвратительного вида и необычайно малого роста люди, которые живут в настоящих гнездах на деревьях и похожи более на больших обезьян, нежели на человеческие существа. Они говорят на языке, напоминающем щебетание птиц и горловые звуки обезьян. Численность курумбов не превышает тысячи в каждом племени.
3. Кохтары - еще более странная раса. Столь же дикие и первобытные, живя в земляных норах и на деревьях, они - странное дело - оказываются первосходными золотых и серебряных дел мастерами, кузнецами и горшечниками. Они обладают секретами выделки стали и железа, их ножи, как и другое оружие, упругостью, отточкой и своей почти несокрушимою крепостью превосходят все когда-либо фабрикованное в Азии или Европе. Кохтар не употребляет другого, кроме остро отточенного с обеих сторон, длинного, как вертел оружия. С ним он идет на кабана, тигра, и даже на слона, и всегда берет верх над зверем. Кохты не выдают своей тайны ни за какие деньги. Число кохт не превышает 2500.
4. Баддаги, или "бюргеры" - самое многочистленное, богатое и цивилизованное из всех пяти горных племен Нильгири. Они - браминисты и разделяются на несколько кланов. Их около 10 тысяч, и почти все они занимаются земледелием. Баддаги поклоняются и оказывают божественные почести тоддам; последние стоят для баддаг несравненно выше их бога Шивы.
5. Тодды, или тоддувары, разделяются на два больших класса. Первый из них, класс священнодействующих, известен под названием тералли; принадлежащие к нему тодды посвящены служению буйволам, приговорены к вечному безбрачию и совершают какие-то непонятные обряды, которые весьма тщательно скрывают ото всех не принадлежащих к их племени туземцев. Второй класс - кутты, простые смертные. Всего в этом небольшом племени 700 человек и их численность никогда не превышала этой цифры.
   Тодды положительно похожи на богов, как их представляли древние греки. Они сложены великолепно и черты лица у них чисто классические... прибавьте черные, блестящие, густые волосы, обрезанные (в кружок) низко на лбу, над бровями, а за ушами падающие на спину тяжелыми массами кудрей. Усы и бороды их, которые они никогда не стригут, такого же цвета. Большие, карие, иногда темно-серые и даже синие глаза смотрят на вас глубоким, нежным, почти женским взглядом... улыбка кроткая и веселая, как бы младенческая в своем выражении. Рот, даже у дряхлых стариков, украшен крепкими, белыми великолепными зубами. Цвет лица смуглый. Одеваются они все одинаково: род римской белой тоги из полотна, одним концом закинутым за левое плечо. В руках посох с фантастическими на нем вырезками...
   Тодды не употребляют никакого оружия, кроме этой тросточки из бамбука, которая никогда не покидает их правой руки. Старания многих лет узнать что-нибудь об их прошлом, о языке и религии остались вполне безуспешными. Это самое таинственное племя из всех народов Индии. Тодды владеют гораздо большим числом тайн природы, нежели ученые и врачи. Они очень строго поддерживают свою численность и соотношение мужчин и женщин, но явно не обычным способом, как все люди.
   С практической точки зрения, конечно, тодды не более как дикари, не знакомые с основными правилами цивилизации, и даже на вид, невзирая на их физическую красоту, довольно грязные. Но дело не в наружной оболочке, а во внутреннем, духовном мире этого народа. Тодды совершенно не знакомы с ложью. На их языке даже не имеется таких слов. Воровство или даже простое присваивание не принадлежащего им - тоже им неизвестны. Именно нравственная чистота тоддов и их редкие душевные качества привлекли к себе многих миссионеров. А на тоддов прибытие пришельцев произвело не более впечатления, чем на каменные статуи.
   Кроме своих буйволов тодды не занимаются никаким другим скотоводством или хозяйством. Доение буйволиц и уход за ними принадлежат исключительно мужчинам. Женщины их очень красиво вышивают, но мужчины открыто презирают всякую ручную или телесную работу.
   Через несколько дней после моего приезда мы отправились посетить тоддов. Они возились с буйволами и не обратили на нас внимания. Один из буйволов с серебряным колокольчиком на огромных закрученных рогах, отделясь от стада, устремил на нас свои блестящие огненные глаза и громко замычал, словно спрашивая, кто мы такие. Высокий стройный юноша подошел к быку, сложил руки и нагнувшись перед “священной” мордой стал шептать вполголоса никому непонятные слова. Буйвол повернул к нему голову и точно слушал и понимал. Взглянув в нашу сторону, как бы желая осмотреть нас еще внимательнее, он стал кивать головой, испуская короткие, отрывистые, будто осмысленные мычания и как бы отвечая тералли. Затем бросив на нашу компанию уже равнодушный взгляд, буйвол тихо пошел назад к своему стаду. Вся эта сцена была до того комична и так сильно напоминала разговор русского мужика с медведем, что я чуть было не рассмеялась.
   Животные тоддов - буквально гигантской величины, словно это последние остатки допотопных прародителей. Невзирая на все старания собственников - плантаторов по улучшению породы своих буйволов, им никогда не сравниться с буйволами тоддов, которые к тому же упорно отказывались одолжить свой скот для скрещения породы. Двое любопытных поселенцев, зашедших за священный порог ограды буйволятника были подняты быками на острые рога и буквально раздавлены до смерти под тяжелыми ногами. Это животное презирает даже тигра, который редко смеет тягаться с ними. Так никто до сих пор и не узнал, какая тайна скрывается за священной оградой в комнатах буйволятника.
   Почти нет примера, чтобы тодд, раз согласившись лечить, не вылечил больного. А соглашаются они редко. До пьяницы и развратного человека они ни за что не дотронуться. “Мы лечим любовью, которая льется из солнца, - говорят они, - а на такого злого человека она не подействует”. Принесенных больных они кладут перед буйволом-вожаком: если больного следует лечить, то буйвол станет его обнюхивать; если же тот не годится, то буйвол приходит в ярость, и больного скорее уносят.
   Между тоддами и курумбами существует какая-то сила, заставляющая курумбов повиноваться тоддам против воли. Встречаясь с ними, карлик падает на землю в припадке, похожем на эпилепсию. Он извивается на земле, как червь, дрожит от ужаса и выказывает все признаки скорее нравственного нежели физического страха.
   Баддаги же боготворят тоддов. Встречая их, чувство благоговейной любви и преданности заставляет баддаг делать то же самое, что и курумбов, только добровольно. Баддаг совершенно счастлив, если кто из див (боддагов), слегка дотронувшись босою ногою до головы своего поклонника, начертит по воздуху одному ему понятный знак и затем спокойно удалится с лицом гордым и беспристрастным, как у греческого бога.
   Курумб смешно мал ростом. Его чахлая мертвенная наружность с целым лесом нечесаных и связанных в огромный пучок или узел на макушке волос; его вообще омерзение внушающая фигурка вполне объясняют страх робких баддагов. Встречаясь с ними, баддаг бежит от курумба, как от дикого зверя, так как попав под змеиный взгляд колдуна, он уже возвращается домой осужденной жертвой и совершает все обряды предсмертных церемоний. Через несколько дней он обычно умирает. Единственное спасение туземцу - отправиться в первые три часа после встречи со змеиным взглядом курумба к тоддам и молить их о помощи. Если тералли даст на то согласие, всякому тодду легко выманить “яд” из отравленного глазом человека.
   В народе существует поверье, часто доказанное на деле, что муллу-курумбы (как и тодды) имеют власть над всеми дикими зверями и могут даже принимать образы этих зверей при случае. Посредством ликантропии (оборотничества) и гипноза курумбы совершают безнаказанно много преступлений, так как очень мстительны и злы. Между этими двумя племенами баддагам наверное приходится так же плохо, как ослу в стойле между двух коней. Они должны платить дань тоддам в знак своего уважения, а вместе с тем и курумбу, чтобы тот не испортил посева. Интересно, что курумбы вылечивают даже таких больных, от которых тодды отказываются, но при этом часто убивают больных не колдовством, а просто растительным ядом и по ошибке...


Домой

Елена Петровна Блаватская

- 3 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz