Домой

Елена Петровна Блаватская

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

ВЕСТНИК ВОСТОКА.  Е.Писарева.  Библиографический очерк.  Мэри Нэф.   Детство и юность Елены.

  Джордж Мид, хорошо известный в Англии как выдающийся ученый и близко знавший Е.Блаватскую, выразился о ней в таких словах:
  "Она была настоящим титаном в толпе смертных... Правда, она обладала лишь стихийными свойствами, чем и отличаются все титаны, но когда кладутся новые основы, нужны именно такие размеры, когда же идет гигант, он не может не опрокидывать идолов на алтарях пигмеев". В этих сильных словах выражена вся история отношения современников к Е.Блаватской.

Е.Ф. Писарева (Выдержка из библиографического очерка).


 

Вестник востока

 
   В 14 столетии Тзонг-Ка-Па, великий индусский мудрец и реформатор буддизма, напомнил ученым тибетских плоскогорий и гималайских гор предписание одного очень древнего закона. В конце каждого столетия должна быть сделана попытка просветить людей Запада, заботящихся исключительно о власти и материальном благополучии. Этот вопрос обсуждался в ламаистском монастыре Галаринг-Шо близ Шигадзе и в средине 19 века. Но мудрецы пришли к заключению, что Запад утратил способность воспринимать древнее учение и незачем посылать вестника. Однако два голоса прозвучали за выполнение предписания Тзонг-Ка-Па. Это были Эль Мориа, потомок властителей Пенджаба, и Кут Хуми, родом из Кашмира. Они взяли на себя ответственность избрать вестника для Запада, чтобы он распространил там философию браманизма и открыл часть тайн относительно природы и человека, которые наступило время раскрыть.
   Этим вестником была Елена Блаватская. Она была избрана благодаря своему необыкновенному медиумическому дару и сверхнормальными способностями. Эти способности дали возможность учителям легко общаться с ней телепатически. Она также была избрана за свою бескорыстную веру, безграничную любовь к знаниям, за тот пыл, который пробуждает в окружающих светоч разума.
   Европейцам кажется неправдоподобным, что в снегах страны, считающейся дикой, живут люди, опередившие нас в физических и метафизических знаниях. Поэтому мудрецов тибетских ламаистских монастырей склонны смешивать с факирами, производящими немудреные чудеса и занимающихся умерщвлением своей плоти. Но Учителя существуют. Это люди преисполненные мудрости. Они достигли самопознания и гармоничного развития своих сверхчувственных сил и способностей. Еще при жизни в физической оболочке они проникают в высшие сферы бытия, недоступные обычному человеку. Они обладают огромной реализационной властью, но за исключением самых крайних случаев избегают пользоваться ею. Многие из них не нуждаются в физической оболочке и действуют в "тонком теле", уплотняя его до степени физической материи и совершая нередко то, что наше ограниченное сознание называет "чудом".
   Гаутама Будда и некоторые из его Архатов остались в нашем мире в состоянии Нирманакайя (тонкое или эфирное тело), являя собой пример величайшего пожертвования ради блага человечества. Хотя их просветленный разум постигает космические законы и обладает недоступным нам могуществом, но и они все-таки могут ошибаться в житейских вещах. Так возможно получилось и с теософским движением. Западная элита не обладала истинной духовностью и требовала подтверждений этим знаниям. И философия Востока была привнесена вместе с "факирскими фокусами", "миражами", телепортацией вещей и падающими с потолка влажными от росы розами. Всем этим воспользовались невежды и скептики. И напряженные потоки ненависти, которые всегда направляются против носителей новых истин, обволокли Елену и созданное ею движение. Современники подвергли ее пытке недоверием, клеветой и презрением. Но почти одинокая, тяжело больная женщина боролась до конца мужественно и стойко, и умерла на своем посту - за письменным столом, с пером в руках.

Е.Ф.Писарева

Библиографический очерк

Выдержки

   Елена Блаватская родилась в 1831 году и была совсем слабенькой, и потому поторопились ее крестить. Во время совершения этого обряда зажженная свеча, которую держал в руках один ребенок, подожгла облачения священника. Возникла паника. Священник получил тяжелые ожоги и в связи с этим новорожденной предсказывали жизнь, полную превратностей и борьбы. Предсказание это исполнилось.
   В 17 лет Елена оставила свою родину и провела долгих 10 лет в чужих труднодоступных местах Центральной Азии, Индии, Южной Америке, Африке и Восточной Европе. Оккультные знания Е.Блаватской расширились во время ее скитаний. Она знала многих магнетизеров, некромантов, колдунов на земле. Своими необыкновенными способностями и знаниями она одинаково поражала шарлатанов, здравомыслящих людей и ученых. Блаватская могла по желанию создавать материальные предметы, писать письма без помощи рук и пера и посылать их по назначению "мысленным телеграфом". Она утверждала, что обладает способностью заставлять повиноваться себе некоторых духов, являющихся невидимыми посредниками между человеком и природой, называемых элементалами.
   Не существует крупных личностей, которые не были бы до некоторой степени карикатурными. Точно также и Е.П.Блаватская с внешней стороны проявляла больше недостатков, чем достоинств. Она преждевременно стала чрезмерно грузной, но неустанно таскала по всем частям света свое неуклюжее и терзаемое различными болезнями тело. Она была часто раздражена, негодовала, проклинала и командовала без конца; ругалась как солдат; курила с утра до вечера повсюду, даже в священных храмах Индии; часто третировала своего спутника, брата в духе Олькотта, называя его болваном и ослом.
   Да, такой казалась порою Е.П. чужому, холодному взору, который видел только преждевременно состарившуюся, неуклюжую, больную женщину, терзаемую различными страстями, и не замечал ее изумительного, неповторимого внутреннего облика. Но в глазах тех, которые под внешним покровом умели увидеть самое существенное, ее физическая оболочка не имела значение, они просто не обращали внимания на то, что она не обладала великосветскими манерами. И не клокочущие страсти толкали ее порою на необдуманные поступки, для себя лично ей ничего не было нужно, причина ее несдержанности была иная: она принимала слишком близко к сердцу свое дело, дело всей своей жизни, и потому не могла равнодушно относиться ко всему тому, что мешало его продвижению, причем работать ей приходилось в необычайно трудных условиях, удары сыпались со всех сторон.
   Е.П. от природы обладала холерическим темпераментом, была натурой пылкой, легковоспламеняющейся, но быстро отходила и умела прощать, всегда стараясь найти смягчающие вину обстоятельства. Она много курила, т.к. табак был для нее успокаивающим средством против непрерывно возбужденной и напряженной нервной системы. Возможно, что она иногда резко и грубо обращалась с полковником Олькоттом, но ведь они были искренними и большими друзьями. Такие отношения не базируются на правилах придворного этикета.
   Начиная с 70-х годов имя Е.Блаватской пользуется большой известностью. Теософское общество, основанное ею и полковником Олькоттом в Америке в 1875 году, они переносят в Индию. Теософия представляет собой синтез науки, философии и религии всех времен и народов. Но вечные враги всех великих устремлений к истине встревожены и спешат действовать, не брезгуя самыми гнусными средствами. Перечитывая книги и журналы этого времени, поражаешься, какой прилив ненависти вызывала бескорыстная группа, проповедующая всеобщее братство человечества и почитание истины. В 1882 году Е.П. покинула Индию совершенно изнеможденной и больной, чтобы в Европе найти в уединении необходимое спокойствие для написания своего основного труда - "Тайной Доктрины". Она работала по 16-18 часов в сутки, не щадя себя; много раз находилась при смерти, врачи признавали положение ее безнадежным, но она выздоравливала и снова принималась за свой труд. Свое выздоровление она объясняла помощью Учителя. Умерла она в Англии в своем рабочем кресле в мае 1891 года. Ее тело было предано сожжению, и пепел был разделен на 3 части: одна хранится в Адьяре (Индия), другая в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне.


Мэри Нэф

Детство и юность Елены

Выдержки

   Тетя Блаватской, Надежда Фадеева писала о ней следующее:
   С раннего детства Елена отличалась от обыкновенных детей. Очень живая, невероятно одаренная, полная юмора и отваги, она удивляла всех своим своеволием и решительностью поведения. Ее беспокойный и очень нервный темперамент, ее неразумное тяготение к умершим и в то же время страх перед ними, ее страстная любовь и любопытство в отношении всего неизвестного, скрытого, необыкновенного, фантастического и, более всего, ее стремление к независимости и свободе, которое никто и ничто не могло обуздать - все это, соединенное с необычайно богатым воображением и исключительной чувствительностью, показывало, что ее воспитателям надо применять к ней особые методы воспитания. Малейшее противоречие вызывало в ней раздражение, доходящее часто до конвульсий. Когда же вблизи не было никого, девочка могла часами, а иногда днями, спокойно сидеть и что-то сама себе, как полагали люди, шептать и одна, в темном углу, рассказывать об удивительных случаях, сверкающих звездах и других мирах. Ее гувернантки называли это глупыми выдумками. Любое поручение, какое ей давалось, она не выполняла, любой запрет она немедленно преступала. Ее няня серьезно верила, что ребенок одержим всеми семью духами зла и непокорности.
   Каждый раз, когда Елена исчезала, на поиски посылали большую группу прислуги. Ее находили в самых заброшенных местах, где она пряталась, читая книгу с разными легендами, которая называлась "Мудрость Соломона". Она была сверх меры нервной и чувствительной, во сне громко говорила и часто ходила во сне. Случалось, что ее находили ночью, крепко спящей в далеких от дома местах и разговаривающей с невидимыми существами.
   Ни один мальчишка школьного возраста не был таким озорным, совершающим самые невообразимые проказы, какой была она. Но когда кончались шалости, ни один ученый не мог быть более прилежным в своих занятиях. Ее нельзя было оторвать от книг, которые она прямо глотала днем и ночью. Казалось, что вся большая домашняя библиотека не сможет удовлетворить ее жажду знаний.
   В детстве ее темперамент не поддавался какому-либо послушанию, так как отец после смерти жены всячески баловал дочь, прямо боготворил ее. Однажды раздраженная Елена закатила пощечину своей няне. Когда об этом узнала ее бабушка, ребенка привели, расспросили и она признала свою вину. Тогда бабушка велела звонить в колокол, чтобы собрались все слуги и сказала своей внучке, что она ударила беспомощного, ниже ее стоящего человека, который не смеет сам себя защитить, что она вела себя недостойно и что она должна просить прощения у няни и поцеловать ей руку. Вначале девочка сильно покраснела и хотела возражать. Но тогда старая дама сказала, что благородный человек не отказывается исправлять ошибку, совершенную им в отношении слуги, особенно такой, которая своим преданным служением заслужила доверие своих господ. Будучи от природы великодушной и всегда внимательно относившейся к стоящим ниже ее людям, девочка залилась слезами, упала перед няней на колени и поцеловала ее руку, прося прощение. Ясно, что после этого случая вся прислуга молилась на нее.
   Позже, к юности, ее своенравный характер открыто восстал против всех общественных правил. Она ездила верхом на казацком мужском седле. Ни перед кем она не склонялась, ни общепринятые традиции, ни мнения окружающих, не могли ее в чем-нибудь сдержать. Ее симпатии были всегда на стороне людей невысокого положения. Ей всегда нравилось играть больше с детьми своих слуг, чем с детьми, равными ей. Часами она могла рассказывать детям, моложе и старше ее, невероятные истории с уверенностью очевидца, который знает о чем говорит. Будучи в одних случаях храброй, бесстрашной маленькой девочкой, в других - она была охвачена сильным страхом, порожденным ее же воображением. Она говорила, что ее преследуют "ужасные, светящиеся глаза" часто боялась неживых предметов. Иногда на нее находил приступ смеха. Она объясняла, что смех вызван шалостями ее невидимого друга. Невидимых друзей своих игр она находила в каждом укромном уголке. Для девочки вся природа было одушевленной. Она слышала голос каждой вещи и приписывала вещам сознание, существование скрытых сил, которые видела и слышала она одна.
   В юности одним из ее качеств, которое притягивало к ней друзей, но в то же время и очень вредило ей, был ее меткий, блестящий юмор, чаще всего доброжелательный, но нередко сильно задевавший мелких честолюбивых людей. Кто знал ее в молодости, с удовольствием вспоминает ее веселую, открытую, чистую, умную, полную юмора речь. Она любила шутить, волновать, поддразнивать людей.
   "Я ненавидела так называемое "высшее общество", как ненавидела лицемерие в любом его проявлении и устремлялась всегда против этого общества с его нормами приличия. Я ненавижу наряды, украшения; я презираю балы, залы. Когда мне исполнилось 16 лет, меня заставили однажды пойти на большой бал у царского наместника Кавказа. Мне сказали, что велят прислуге насильно меня надеть соответственно моде. Тогда я умышленно сунула ногу в кипящий котел и потом должна была 6 месяцев сидеть дома.
   "Как я говорила вам, во мне нет никакой женственности. Если бы в моей юности какой-то молодой человек посмел бы заговорить со мной о любви, я застрелила бы его, как собаку, стремящуюся меня укусить. До 9 лет единственными "нянями", которых я признавала, были артиллерийские солдаты и калмыкские буддисты." Ее раннее замужество (в 17 лет) и поспешное бегство от супруга вызвало общее непонимание. По мнению ее тети Н.Фадеевой, причиной брака был ее легкомысленный характер. Просто ее на это спровоцировала гувернантка, говоря, что при ее характере и темпераменте вряд ли найдется мужчина, который согласился бы жениться на ней. Чтобы еще более усилить свои слова, гувернантка добавила, что даже тот старый генерал Блаватский, над которым она так смеялась и называла "ощипанной вороной", даже он не пожелал бы иметь ее своей женой. Этого было достаточно, чтобы через три дня она сделала ему предложение и затем, испугавшись, старалась увильнуть от своего обещания, но было уже поздно. Елена поняла, что теперь будет вынуждена признать себя под властью этого старого человека. Ее обуял ужас, все ее существо было охвачено одним непреодолимым желанием сбежать от него. Что она и сделала...

Домой

Елена Петровна Блаватская

- 1 -

Стр. назадКаталогСтр. вперед

Hosted by uCoz